Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

БОРИСОВ Олег Иванович



Народный артист СССР (1978), лауреат Государственной премии СССР

Настоящее имя — Альберт. Родился 8 ноября 1929, Приволжск, Ивановская область — 27 апреля 1994, Москва, российский актер театра и кино народный артист СССР (1978), лауреат Государственной премии СССР (1978, за театральные работы), лауреат Государственной премии РСФСР (1984, за участие в фильме «Остановился поезд»).

Окончив в 1951 году школу-студию МХАТ, Олег Борисов был принят в труппу Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки, с 1964 — актер ГАБДТ имени М.Горького в Ленинграде, в 1984-1990 — актер МХАТ, в 1989-1990 — ЦАТСА.

С 1991 — художественный руководитель и ведущий актер Театра «Антреприза Олега Борисова» (Москва). В кино актер снимался с 1955 года, работал на радио (с 1975, как чтец и постановщик радиоспектаклей) и телевидении (с 1965). Олег Борисов дебютировал в кино в 1955 году, когда работал в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки. В фильме Марка Донского «Мать» он сыграл подпольщика в небольшом эпизоде. И только через пять лет он сыграл свою первую главную роль в картине «За двумя зайцами». Фильм имел огромный успех и с годами не потерял своего блеска. Много позднее, в 1999 году в Киеве на Андреевском спуске был открыт памятник героям этой комедии Проне Прокоповне и Свирид Петровичу Голохвастову, и моделями для скульптора послужили Маргарита Криницина и Олег Борисов — исполнители главных ролей в памятном фильме 1961 года. Драматический талант Борисова в полной мере открылся зрителям в фильме Владимира Венгерова «Рабочий поселок» по сценарию Веры Пановой.

В персонажах актера всегда жил потаенный бунт — противопоставление собственной личности окружающему миру, его законам, которым герои Борисова не хотели подчиняться. Это укрупняло характеры там, где драматургия предлагала усредненность или некий шаблонный вариант. Готовность к борьбе, постоянное внутреннее напряжение и огромный запас энергии выделяли персонажей Борисова, подчеркивая их неординарность, несомненную духовную силу и значительность.

Наиболее серьезные кинороли Борисова связаны с теми сценариями и картинами, когда актеру изначально было дано открыть трагическую обреченность человека, ощущающего обособленность, отдельность своего пути. Человека неуживчивого, не позволяющего никому приручить себя, непокорного и властного. Такие герои актера оставляли за собой право на язвительно-горькую иронию и самоиронию. Скепсис разъедал их чувства, надежды, ожидания. Поэтому именно Олег Борисов стал идеальным исполнителем главных ролей в фильмах Вадима Абдрашитова «Парад планет», «Остановился поезд» и «Слуга». В картине «Остановился поезд» играя следователя Ермакова, Олег Борисов открывал лик холодного догматика, для которого не существуют реальные люди с их ошибками, невольными поражениями, болью, искривленными судьбами. Строка закона, по сути, истребляла нравственность — так играл Борисов. В «Параде планет» астрофизик Костин — человек, вырванный из реалий, причем в восприятии Ермакова реалии эти столь же призрачны, сколь иллюзорен мир Ермакова и его товарищей, куда они пытаются убежать из действительности. Ермаков давно расстался с мыслью отыскать суть своих земных дней — для него они вообще не существуют. И, наконец, герой «Слуги», партократ, один из хозяев умирающей державы, оказывается дьяволом во плоти, давно продавшим или добровольно отдавшим свою душу ради власти. Преддверием этих ролей была блестящая работа Олега Борисова в фильме «Крах инженера Гарина» по роману Алексея Толстого. Исполнение главной роли Борисовым подняло картину на несколько порядков, придав ей глубинный философский смысл: гениальный безумец инженер Гарин был готов уничтожить земной шар во имя гиперболизированной в его сознании идеи власти.

В творческой судьбе Олега Борисова русская литературная классика имела большое значение в связи с его работами в театре и кино. Многие классические герои в исполнении автора обрели глубоко личностную окраску и вместе с тем органически вписывались в контекст авторской позиции писателя. Одним из первых на этом пути был герой рассказа Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» (телефильм был поставлен Валерием Рубинчиком). Бедный дворянин, озлобленный страдалец, заставлявший страдать других, — так играл Борисов, несколько варьируя привычные представления об этом герое. Почти безумен был в решении актера гоголевский Кочкарев (экранизация «Женитьбы», снятая Виталием Мельниковым), нагнетающий суету, пытающийся тщетно растрачиваемой энергией заглушить тоску, ощущение пустого течения дней.

Одна из лучших ролей Олега Борисова — Версилов в телефильме «Подросток» по роману Достоевского. Крайность душевных проявлений, зыбкость моральных норм — и несомненная широта русской натуры, страсти особого рода, родственные равно как любви, так и ненависти, мучительство и мученичество, — все сошлось в Версилове Олега Борисова.