Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

горящие путевки подбор путевок на кубу
История балета «Петрушка»

В Петербурге – Масленица: радует глаз разноцветье балаганов, установленных на Царицыном лугу, кружатся в задорном танце ряженые, шумит вокруг огромная толпа ликующего народа. И приходит момент, когда раздвинутся пёстрые ситцевые занавеси бродячего кукольного театра, «на сцене» которого сегодня три персонажа – Балерина, Арап и любимый герой простого люда, Петрушка. Сегодня они сыграют для гуляющего люда новую, смешную и трагическую историю…

Это начало легендарного балета, премьера которого состоялась в 1911 году в Париже. И тогда даже избалованные парижане были до глубины души потрясены великолепием показанного им действа. Постановкой «Петрушки» для труппы великого Сергея Дягилева занимался выдающийся балетмейстер Михаил Фокин, декорации были созданы знаменитым Александром Бенуа (он разработал новую концепцию декораций спектакля, которая стала классической для мирового театра), главные роли исполнялись корифеями театрального искусства – Вацлавом Нижинским, Тамарой Карсавиной и Александром Орловым, а музыка написана гениальным музыкантом, Игорем Стравинским. Однако, рождение «Петрушки» не было похоже на рождение обычного балета. В умах и делах его создателей царил настоящий ералаш.

Ведь как должно происходить появление на свет произведения такого плана: сценарист сочиняет либретто, затем наступает время творческих мук композитора, накладывающего музыку на текст, а уж потом происходит всё остальное – репетиции танцоров и работа декоратора. Но здесь всё было не так.

Эскиз декораций к балету ПетрушкаА. Бенуа. Декорации к балету «Петрушка»

«Петрушка» начал появляться в нотных тетрадях Стравинского в виде разрозненных фрагментов, кои прослушивались всеми, кто имел отношение к будущему балету в попытках придумать слова и сюжет к этой музыке. Мало того, работа затягивалась из-за постоянных перемещений и географических несовпадений всех участников процесса – Дягилев и его труппа гастролировала то во Франции, то в Италии, Бенуа чаще всего в то время находился в Санкт-Петербурге, Стравинский – в Швейцарии, откуда жаловался своей матери на внезапно полученную им роль драматурга.

Кроме того, Бенуа явно не был расположен к написанию либретто, но был связан обещанием сделать это, отчего и находился в постоянной вынужденной переписке с композитором. Именно в этой переписке и рождались все коллизии похождений Петрушки. Дягилев ещё в начале работы предложил умертвить главного героя. Художнику эта мысль не нравилась, и когда он спросил у Дягилева, почему это обязательно должно произойти, тот объяснил сие уже написанной музыкой. В конце концов, сошлись на последующем воскрешении Петрушки, в котором живёт вечная душа русского народа.

И вот, работа над балетом, который впервые был представлен публике на подмостках театра Шатле (читайте также статью на сайте А. Бенуа о премьере "Петрушки"), закончена. И публика просто в восторге от увиденного роскошного и насыщенного глубоким смыслом зрелища.

Затем будет 1920-й и прекрасная попытка известного мима и танцовщика Леонида Леонтьева реконструировать балет «Петрушка». Леонтьев был участником «Русских сезонов» под руководством Сергея Дягилева, поэтому смог точно восстановить психологическую атмосферу балета, отчего именно его редакция признана канонической, и именно по ней «Петрушку» ставил Константин Боярский в 2008-м на сцене Маринки…

Гудит над Сенатской площадью разудалая Масленица. Но вот – от ударов Арапа падает замертво проказник Петрушка. Толпа в ужасе замирает, а Фокусник демонстрирует ей куклу. Куклу, принятую за живого, умеющего веселиться и страдать человека. Площадь пустеет. Близится ночь. И тут, в вышине, над цветными опустевшими балаганами появляется главный герой. Он жив, он действительно бессмертен. Ведь он – олицетворение народного духа.