Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Как критиковать театры?

 

Воронежский театр оперы и балета отбивается от реформации, напоминающей культуртрегерство, как определяет подход противников директор Игорь Непомнящий. Предложение подвергнуть театр реформации и реконструкции прозвучало в аналитическом докладе Эдуарда Боякова, театрального режиссера из Москвы, ставшего ректором Воронежской академии искусств. Анализ культурной среды и ее проблем привел продюсера к выводу о том, что театр оперы нуждается в коренной смене концепций. Деятельность театра в докладе характеризуется исключительно негативно.

По мнению руководителя театра, все проявленные инициативы похожи на проекты типа знаменитого «пермского культурного». В ответном докладе Непомнящий проел соответствующие параллели.

Руководитель театра отождествляет свое гнездо и методику управления с великой русской театральной культурой. Упреки в адрес Боякова последовали простые: активное участие в проектах Гельмана в Перми в определенных кругах рассматривается как откровенно дурной тон. Критика деятельности театра натолкнулась на концептуальный отпор и атаку позиций противника.

В культурном ведомстве города перепалку восприняли спокойно и пояснили, что у руководителя театра сложилось впечатление, будто концептуальный доклад в постороннем ведомстве может стать руководством по организованному развала театра. Тем не менее, театр управляется авторитарно, есть вопросы по его репертуарной политике, да и вообще – проблем в культурном учреждении предостаточно.

Каждый руководитель имеет право на личную позицию, но ровно до тех пор, пока она согласуется с соображениями пользы организации. Что такое польза для театра в условиях рынка – вопрос иного рода.  Театр заполняется на треть, пространство здания и сценический потенциал используются далеко не эффективно, сборы невелики. Акустика оставляет желать лучшего.

В управлении театром единоначалие и узость репертуарной политики не всегда оправданы - в условиях коммерциализации театра искусство работает в единой связке с экономическими интересами. От руководителя требуется быть либо хорошим менеджером, либо талантливым человеком в области искусства, чтобы позволить себе авторитарный стиль не в ущерб положению организации.

Простой вывод: театр нуждается в формировании концепции, которая обеспечивала бы баланс интересов искусства, экономического положения и потребностей зрителей – наполняемость зала является серьезным индикатором эффективности руководства.

По информации: http://www.chapaev.info