Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

В МИРЕ КОНТРАПУНКТА

Сцены из балета В нынешнем году традиционное Biennale de la Dance, проходящее в Лионе и остающееся самым насыщенным фестивалем современного танца, проходило под девизом «Retour en avant» (Возвращение вперед).

Попытка увязать воедино настоящее, прошлое и будущее, в принципе безнадежная и благородная, как нельзя лучше соответствует состоянию танца начала ХХI века. В этом году биеннале, собравшее ярких представителей contemporary dance, от Маги Марэн, Каролин Карлсон, Анжолена Прельжокажа до хореографов из Тайваня, танцовщиков фламенко и уличных артистов, подарило публике несколько отменных событий.

Подлинная история Белоснежки.

Анжолен Прельжокаж, автор впечатлившей москвичей версии «Ромео и Джульетты», сочинил авторский балет «Белоснежка» на музыку Густава Малера. Мрачный и жестокий, вовсе не приторный мир сказки братьев Гримм привлек хореографа. Он стремился уйти от красок диснеевского мультфильма, вызвать к жизни и воплотить в танце мощные и свободные импульсы природы, услышанные им в симфонической музыке Малера. Если добавить к этому, что костюмы постановки — плод фантазии Жана-Поля Готье, одного из самых театральных и бесстрашных художников мира высокой моды, ажиотаж вокруг спектакля понятен.

По-метерлинковски сумрачный, лишенный солнца, мир спектакля населяют герои истории о торжествующем, но не безнаказанном зле, о любви и смерти. Это не только короли и принцессы, а лесные жители, сказочные животные и забавные гномы. Королева-мать рожает Белоснежку ночью на лесной тропе и умирает в одиночестве. Там же она спустится с неба, чтобы передать своей злодейски отравленной дочери последний жизненный импульс, который вернет ее к жизни вместе с поцелуем Принца. Общая нота спектакля — меланхолия.

В памяти запечатлевается в первую очередь танец гномов-землекопов. Появляясь в проломах горы, они крадучись спускаются по вертикальной стене на цирковых лонжах и всю сцену проводят, ритмично двигаясь с их помощью вниз и взмывая вверх, как воздушные гимнасты. Этот сложный и выверенный ритм смен высоты, натяжения, переплетения тросов в сочетании с остроумным танцем производит сильнейшее впечатление. Пожалуй, танец гномов в вертикальной плоскости, замысловатый и изобретательный, — главное открытие балетмейстера в этой постановке.