Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

В июне три театра Перми и Пермского края с разным успехом показались на российских фестивалях.

В первую неделю июня в городе Балаково Саратовской области прошел девятый фестиваль малых городов России. Его проводит Государственный театр Наций. В последние годы он проходил в городе Лысьва Пермского края.

Немаловажной причиной выбора этого места является то обстоятельство, что в Лысьве одно из лучших театральных зданий не только Пермского края, но и России. (Конечно, имеются в виду театры малых городов).

Разумеется, большую роль играет и финансирование, большую часть которого обеспечивает министерство культуры края. Как ни ругают Бориса Мильграма, но именно благодаря его настояниям впервые фестиваль прошел в Лысьве четыре года назад.

Но на этот раз выбран был город Балаково, известный тем, что в нем расположена АЭС. Театр там тоже есть, но ему всего около пятнадцати лет и он ничем пока не известен. Настоял на проведении ежегодного фестиваля Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций. Он очень хотел, чтобы очередной фестиваль прошел на его родине – в Саратовской области. Он вырос в городке Татищево, но там театра нет. На фестиваль он приезжал дважды – на открытие и на закрытие. Привез на закрытие и министра культуры России Александра Авдеева, который очень изумил фестивальную публику своей нескончаемой речью, больше похожей на отчет о состоянии дел в российской культуре и об участии министерства в этом процессе.

Миронов же был умен, обаятелен и краток. В последние годы он стал серьезным театральным деятелем. Видно, что его действительно заботит положение российского провинциального театра и судьба театров малых городов. Проект все расширяется, вбирая в себя новые творческие программы. Фестиваль в Балаково был очень неоднородным по качеству спектаклей. Были и беспомощные, но по-своему честные спектакли из глухих уголков России, были и отличные по художественному уровню спектакли, которые не стыдно показывать на фестивалях любого уровня. Среди участников были театры из Тобольска, Рыбинска, Димитровграда, Альметьевска, Тольятти, Прокопьевска, Волжска и Минусинска.

В их числе были и два наших театра – Коми-пермяцкий национальный театр и Лысьвенский театр имени Анатолия Савина. Еще раз стоит упомянуть о том, что это лучшие коллективы из наших муниципальных театров края. Но в этот раз выступили они не самым лучшим образом. Коми-пермяки привезли спектакль «Зимы не будет» по совершенно графоманской пьесе В.Ольшанского, и, несмотря на то, что молодые артисты порадовали всех своим пластическим мастерством, все-таки спектакль разочаровал жюри. Про зрителей ничего не говорю, потому что неизбалованные балаковские зрители аплодировали по много раз на каждом спектакле при каждом затемнении, и все думали, что им так нравятся все спектакли. Но потом стало понятно, что они привыкли к концертным номерам, и ведут себя на спектаклях, как на концертах. Иногда было просто невозможно играть.

От коми-пермяков ждали многого: в прошлый раз их спектакль «Уйди-уйди» (режиссер С.Мещангин) получил гран-при и приз за лучшую женскую роль (Валентина Мещангина). В этот раз театр не привез ничего, кроме диплома за участие.

Лысьвенцы показали «Вассу Железнову» в постановке Ларисы Леляновой. Режиссер слегла с инсультом до премьеры, спектакль «собрать» не успела, поэтому ощущение невыстроенности, несобранности после спектакля было. Но Клавдия Савина, исполнительница роли Вассы, была очень хороша, и, по моему глубокому убеждению, именно она должна была получить приз за лучшую женскую роль. Но… внешне сдержанный, но внутренне глубоко наполненный рисунок роли поняли и приняли не все члены жюри. Некоторые не увидели в этой элегантной, сильной деловой и вполне современной женщине железную Вассу, с ухватками купчихи и капиталистки. Но может быть, чувствуя некоторую несправедливость или просто торопливость решения, члены жюри (среди них была и я) буквально завалили Савину цветами. И выйдя на сцену за призом главы поселения города Балаково, Савина фактически закрывала фестиваль вместе с Евгением Мироновым и министром культуры России. Зато она получит большую статью в «Петербургском театральном журнале», которую я написала еще в мае.

Следующим в июне был межрегиональный фестиваль «Ирбитские подмостки». Ирбит, как и Балаково, старинный купеческий город. Сердце обливается кровью, когда гуляешь по Балаково или по Ирбиту, и видишь, как разрушается архитектура русского модерна, как превращаются в живописные развалины старинные купеческие особняки, склады, фабрики. Я с сочувствием спросила мэра Балаково: «Нет денег на восстановление?» Оказывается, все гораздо хуже. Исторические здания находятся в федеральной собственности, и городские власти обреченно смотрят, как эта собственность разрушается и ветшает. На всю огромную Пермь не найдется такого количества старинных домов, как на одной улице этих городов. А какое замечательное здание у Ирбитского художественного музея! Какие превосходные там выставки!

Ирбитскому театру исполняется 165 лет. Тоже, знаете ли, цифра немалая. На этом фестивале, который проходит раз в два года, собираются в основном театры из городов Урала и Сибири. Вот и в этот раз были театры из Тобольска, Тюмени, Серова, Челябинска, Первоуральска, Екатеринбурга.

Пермский театр «У моста» привез спектакль по пьесе Мак-Донаха «Однорукий из Спокэна». Это премьера нынешнего сезона. В сентябре театр повезет этот спектакль в Екатеринбург на фестиваль «Реальный театр». В спектакле пока еще не все «устоялось», но все равно впечатление он произвел сильное. Очень сложный по жанру, он пока мечется между триллером и черной комедией, но, скорее всего, где-то на границе этих жанров и утвердится. Это последняя комедия Мак-Донаха, и она впервые поставлена в России. Речь в ней идет об одноруком человеке, который вот уже 27 лет разыскивает свою отрезанную бандитами руку. Он не задается вопросом о том, зачем она ему, и что он с ней будет делать, но когда этот вопрос, наконец, возникает, оказывается, что другой цели в его жизни нет.

В этой роли очень интересен Иван Маленьких, хотя все четверо артистов играют хорошо. Спектакль пермяков получил на «Ирбитских подмостках» призы «За лучший спектакль» и «За лучшую режиссуру». Хотя обычно жюри делит эти призы между разными театрами, тут мы единогласно решили отдать два приза «в одни руки». Потому что понять и почувствовать сложную природу комедии Мак-Донаха пока кроме Сергея Федотова в России не удается никому.