Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Дина Годер

Для чувствительных сердец

В «Современнике» показывают спектакль «Время женщин»

Если вы чувствительны и любите поплакать в театре, вам стоит сходить на последнюю премьеру «Современника» – спектакль «Время женщин», который показывают на Другой сцене. Инсценировка романа отечественной букеровской лауреатки 2009-го года Елены Чижовой написана и поставлена молодым режиссером Егором Перегудовым, одним из выпускников последнего курса Сергея Женовача в РАТИ. Это та самая талантливая режиссерская группа, что на последней «Золотой маске» получила спецприз за цикл спектаклей для детей. Правда, Перегудов детских спектаклей не ставил – его дебютом в РАМТе была жесткая и несколько стерильная немецкая драма об офисных отношениях «Под давлением 1-3», поставленная аскетично и умно. Тем более удивительно, что для «Современника» этот молодой режиссер сочинил женский сентиментальный спектакль с подзаголовком «Наивный рассказ», что вполне соответствует существу дела.

История, которую рассказывает роман и спектакль, происходит на рубеже 50–60-х. Это воспоминание художницы о своем детстве и матери – кроткой и пугливой деревенской девушке, работающей в Питере на заводе. О том, как ее соблазнил и оставил богатый умник и как потом в коммуналке ей помогали растить дочку три одинокие старухи-соседки. Выросшую современную женщину, как и ее простодушную мать, играет Алена Бабенко, уже выходившая в подобной роли трогательной простушки в недавнем спектакле «Враги. История любви». Ролями трех старорежимных старух, потерявших в советские и военные времена всех своих близких, наслаждаются давно ничего всерьез не игравшие актрисы – строгая, басовитая Светлана Коркошко, маленькая, со звонким голоском бабушка-девочка Людмила Крылова и спокойная Таисия Михолап.

История развивается драматично – девочка оказывается немой, безответная мать-одиночка Антонина, вынужденная кормить четверых, изнемогает на работе и разрывается между бабками, которые трясутся над девочкой, учат ее французскому, крестят и не желают отдавать в детский сад, и лидершей заводского профкома, которая хлопочет, чтобы взращенный на заводских благах ребенок получил надлежащее советское воспитание. Но не успевает девочка пойти в школу, мать умирает от рака, и тут уже старухи придумывают сложную интригу, чтобы ребенка не забрали в детский дом, а оставили с ними. К финалу вся сцена и большая часть зала тонет в слезах, что некоторый перебор даже по отношению к весьма чувствительному роману Чижовой. И нет никакого сомнения, что спектакль этот среди нежных женщин и впечатлительных мужчин будет иметь успех.