Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

ЖЕНЩИНА из БЕРЛИНА

По пьесе Макса ФРИША «КОГДА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА»

(перевод: Ruth Wyneken, Ирина Беляева)

ПРЕМЬЕРА!

Все войны когда-нибудь          заканчиваются. Каким будет мир зависит от того, что стало с душами и умами тех, кто был по обе стороны противостояния. Знаменитый швейцарско-немецкий драматург Макс ФРИШ написал историю о том, как итог войны в Европе выглядел «с той стороны», со стороны побежденных. Но это еще история любви — и вынужденной, и мгновенной — между немкой и советским офицером. Поверх идеологий, страхов, предубеждений, непохожести и незнания языка друг друга. У этой любви, может быть, нет перспектив — но она во спасение будущего. Первозданность и наивность искреннего чувства парадоксальным образом открывают героям дорогу в новую жизнь. В финале герои вырываются из замкнутого пространства в раскрывающийся перед ними простор. У каждого будет свое, неясное им самим, будущее – но уже без войны…

Пьеса знаменитого писателя, прежде почти забытая и на его родине, и в Европе, была опубликована в России издательством «Международное Агентство „A.D. & T.“ в сборнике „Потерянные пьесы“ еще в 2001 г. Но, несмотря на возникший интерес к этой книге, сочинение М. Фриша осталось за рамками внимания театров. Мы предлагает вниманию зрителей, прессы и критики единственную на российских сценах постановку по пьесе „Когда закончилась война“.

Театр начал работу над этим проектом в год 65-летия Великой Победы и закончил к 100-летию со дня рождения Макса Фриша.

Режиссер-постановщик — з. а. РФ Валентин ВАРЕЦКИЙ

Сценограф и художник по костюмам — Сергей ТИМОНИН

Хореограф — Алишер ХАСАНОВ

Помощник режиссера — Ольга Передери

Что ждет зрителей? Их пригласят прямо на сцену. Пройдя через «таинственное закулисье», они окажутся внутри сложной двухуровневой конструкции — и, словно сквозь «портал времени», попадут в прошлое. Расположившись в верхнем ярусе, зрители попадут в мир воспоминаний главной героини. Ее дневник — путь в еще более глубокое прошлое, когда только что умерла война. События развернутся перед публикой и под зрительскими местами. Мы — в послевоенном Берлине. Звучит музыка того времени. Она отражает, но не сглаживает напряженность непростых отношений между русскими военными — победителями и жителями города — побежденными…

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА и ИСПОЛНИТЕЛИ:

Агнес Андерс - Елена Калабина

Агнес Андерс после войны — Ольга Щепалина

Хорст Андерс, ее муж — Геннадий Христенко

Степан Иванов, русский полковник — Александр Волков,

Денис Кумохин

Йегуда Карп, еврей из Варшавы — Андрей Чанцев

Гитта, горожанка — Анна Теуважукова, Екатерина Фетисова

Хальске, пианист — з. а. РФ Виктор Пиунов

Русские офицеры — Андрей Мисилин, Михаил Шилов, Василий Шмаков,

Степан Куликов, Денис Кумохин

Солдат-музыкант — Сергей Молдованов

Жители Берлина — Екатерина Фетисова, Татьяна Белковец,

Наталья Ефремова, Анастасия Кузнецова,

Екатерина Мистрюкова

==========================

Валентин ВАРЕЦКИЙ – режиссер о спектакле:

— В нашей постановке нет войны-экшна. Завершившаяся война, ее катастрофические последствия – фон, предлагаемые обстоятельства. Но они – экстремальны. Великий швейцарско-немецкий писатель Макс Фриш взял типичную, жизненную ситуацию: победители (советские) вошли в столицу побежденных (немцев) – в Берлин. Между русским офицером и немкой вспыхивает мгновенное чувство – как бы и вынужденное, но в то же время – оно как прозрение, как откровение. Драматург из почти банальной ситуации извлек высший, всеобщий, возвышенный смысл. Фриш – «человек мира». Он не был на стороне какой-то одной идеологии. И для нас важно, что любовь главных героев возникает поверх идеологий, предубеждений, несхожести. Немка и русский офицер схожи только в одном – они продукт двух тоталитарных систем. Они в какой-то степени – оба жертвы обстоятельств. Но любовь позволяет им освободиться от предубеждений, стереотипов, помогает непредвзято и открыто посмотреть друг на друга.

И тут нам важно, что они не знают языка друг друга. Знали бы они язык – между ними стояли бы значения, смыслы слов. А на слова навешано много всего, чтотемнит, убивает невыразимые смыслы, стоящие за словами. Любовь между нашими героями – как ей и положено быть – первозданна, бессловесна, почти первобытна… Ей не нужны цитаты, правила, идеологии и все, что встает меж людей как барьеры. Наши – победители; пришли на землю побежденного враг; там было много эксцессов, кто-то            дал волю мести: за то, что творили гитлеровцы на захваченных землях. Сталину пришлось даже издать знаменитый приказ о наказаниях за насилия и мародерство в оккупированной нашими войсками Германии.

Но месть и страх почти сразу ушли из отношений наших героев. Они увидели друг в друге людей, человеческое, страдающие и тоскующие души. После войны надо думать, как пережить ее последствия и жить дальше. Наш полковник строит планы на будущее. А у его возлюбленной есть муж, вернувшийся с войны инвалидом, и его надо поддержать и спасти, и чувства к нему не остыли… Да, тут есть неизбежная перекличка со знаменитым рассказом А. Платонова, с романом Ю. Бондарева «Берег»… Но эта пьеса позволяет не только исследовать типичную ситуацию, рожденную внешними всеобщими катастрофами. Тут можно говорить и о том, что, преобразуя эту ситуацию своей любовью, герои преобразуют, преодолевают, меняют внешние обстоятельства.

В нашей истории две ипостаси главной героини – немки Агнесс. Одна – спустя десятилетие, ведет дневник и вспоминает, что и как было и как та встреча и та любовь повлияли на нее и на окружающее. Другая – она же, но в ту пору, когда только что закончилась война, и никто из персонажей не знал, что с ними будет… Наверное, у их любви нет будущего. Но она – не безнадежна. Мы даже не настаиваем в спектакле, что у героев была долгая близость. Нет, один миг – как озарение… Как спасение!

Наш герой, полковник Иванов, говорит: «Все! Уходим!..» — и вот тут кончилась война. Все действие происходит в замкнутом, путанном пространстве. И в финале герои выходят в раскрывающийся перед ними простор: освобождаются от наваждения войны. Люди не хотя больше насилия. И выходят в будущий мир, в котором не должно быть войны, ибо она противоестественна жизни и природе человека…