Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Волшебная лампа Аладдина

Волшебная лампа Аладдина Жемчужина средневековой литературы арабского Востока – поэтичная и лукавая «Сказка об Аладдине и волшебной лампе» из сборника «Сказок тысячи и одной ночи» — позволяет создать увлекательное сценическое зрелище с калейдоскопом великолепных красочных костюмов, экзотическими танцами и темпераментными восточными мотивами в музыке. Конечно, создатели нашего спектакля несколько отошли от классического сюжета и в чем-то       усилили его переклички с нынешним днем. Но ведь в сказке всегда как в жизни: и юным, и взрослым зрителям она открывает суть простых вещей: неизбежности победы простого искреннего чувства и честных, верных сердец над корыстью и злобой. Благородные поступки и помыслы сияют красотой, а фальшь, эгоизм и низость всегда безобразны…

Действующие лица и исполнители:

Автор пьесы — Валентин Варецкий, главный режиссер театра, засл. арт. РФ, Игорь Капитанов

Режиссер-постановщик — Валентин Варецкий, главный режиссер театра, засл. арт. РФ

Сценограф — Игорь Капитанов

Художник по костюмам — Фагиля Сельская

Композитор — Заур Фахрадов, зав.музыкальной частью

Режиссер по пластике — Владимир ИГНАТЮК

Помощник режиссера — Андрей Мисилин, артист

Аладдин — Андрей Бестужев (Погорельцев), артистСтепан Куликов, артист

Будур — Елена Калабина, артистка

Султан — Владимир Балдов, засл. артист РФ

Визирь — Юрий Финякин, засл. артист РФ

Мать Аладдина — Наталья Карагодина, артистка

Глашатай, Стражник, Витязь в тигровой шкуре — Василий Шмаков, артист

Гадатель — Андрей Чанцев, артист

Повар, Жених-шотландец — Михаил Шилов, артист

Жених-индеец — Андрей Мисилин, артист

Жених-испанец — Андрей Бестужев (Погорельцев), артистСтепан Куликов, артист

Мужики — Андрей Бестужев (Погорельцев), артистАндрей Мисилин, артистМихаил Шилов, артистСтепан Куликов, артист

Тетки, поварихи — Мария Бокова, артисткаНаталья Ефремова, артисткаТатьяна Белковец, артистка

Балетная группа — Анастасия Кузнецова, артисткаНаталья Ефремова, артисткаТатьяна Белковец, артистка

И восточные принцессы любить умеют! Особенно, когда плевать хотели на предрассудки дворцовой тусовки. Такова принцесса Будур. Представляете, каков простой парень Аладдин, если сумел привлечь сердце принцессы… Конечно, в руках его оказалась волшебная лампа. Но надо же суметь и потереть ее с правильного бока, нежно и доверительно. Чтобы явился ленивый, но могущественный Джинн. Джинна, правда, будет действовать из-за кулис, не открывая лица. Но еще круче завертит закулисные интриги злобный и коварный Везирь. Лампа ему нужна в борьбе за абсолютную власть. Заодно пусть будет и приятное приложение к власти – царевна Будур. А глупый и падкий на лесть Султан готов уступить дочку Везирю. Но сердце красавицы не склонно к измене и корыстному расчету. Будур любит Аладдина. И хочет быть ему отдана. На всю жизнь… Потому что Аладдину не нужна власть над миром – ему нужны мир в душе и счастье с любимой.
Жемчужина средневековой литературы арабского Востока – поэтичная и лукавая «Сказка об Аладдине и волшебной лампе» из сборника «Сказок тысячи и одной ночи» — позволяет создать увлекательное сценическое зрелище с калейдоскопом великолепных красочных костюмов, экзотическими танцами и темпераментными восточными мотивами в музыке. Конечно, создатели нашего спектакля несколько отошли от классического сюжета и в

чем-то       усилили его переклички с нынешним днем. Но ведь в сказке всегда как в жизни: и юным, и взрослым зрителям она открывает суть простых вещей: неизбежности победы простого искреннего чувства и честных, верных сердец над корыстью и злобой. Благородные поступки и помыслы сияют красотой, а фальшь, эгоизм и низость всегда безобразны…



История создания спекталя
Режиссер-постановщик Валентин ВАРЕЦКИЙ – о спектакле:
— Когда-то в одной давней советской эстрадной песне пелось: «Загадай желанье – пусть оно исполнится!» Но желание должно быть – хо-ро-шее! Неважно, какой волшебник исполнит просьбу – Джинн, Золотая рыбка или Серый волк. Важно, чтобы желание было не шкурное. А доброе.
Каждый ли способен пройти искушение удачей – и сохранить душевную чистоту? каков Аладдин? У нас он поначалу – шелапут и озорник, задержавшийся в мальчишеском возрасте. Он проказничает на базаре – его лупцуют. Но вот он попадает в экстремальную ситуацию. И раз за разом проходит испытания на зрелость, на человеческую стойкость. Он понимает: загадывание желаний и их исполнение – это проверка его способности взять ответственность на себя. За себя – и за других.
У нас была проблема: как вместить все интересные и важные события этой истории в плотную ткань спектакля? И саму эту прекрасную сказку из цикла «1000 и одной ночи» переводили не раз. И инсценировки были разные, включая ту замечательную, которая долго шла в театре кукол С. Образцова… Но ведь мало просто развлечь зрителей броским ярким действом – это лишь манок. История перемены человеческих характеров, пусть и в сказочной форме – вот что самое интересное!
Аладдин из наивного паренька «без царя в голове» превращается в сильного и мудрого взрослого. Сохранив чистоту сердца! Взросление мальчишки и становление мужчины – вот наш сюжет.
А на чем сошлись «простой парень» Аладдин и принцесса Будур?м обоим противна рутина жизни. Когда все по правилам. Все по такому унылому и бездушному распорядку, что все вроде есть – роскошь, золото, но нет места живой жизни, искреннему чувству, любви и добру. И богатство, и бедность могут быть жестоким искушением – если нет места человечности…
Аладдин и Будур они хотят – пусть с нуля — строить такую жизнь, в которой добро возьмет верх над злом. Главное, что они стремятся сделать это своими руками!

ГЛЯДЯ из ЗАЛА – первые впечатления:
Тут чудеса. Тут колобродят все: Аладдин у арыка и рыбка в арыке – пока ее не поймает Аладдин. Султан среди шахмат – пока Визирь не даст ему шахматами по голове: очень Визирь огорчился, когда в очередной раз из-под его руки ускользнул Аладдин…
Гадатель тут пускает бумеранги. Глашатай бегает на ходулях, а Везирь снизу дергает его за полы халата… Еще Визирь бросает милостыню (или взятку?) в чалму Султана: чтоб не мешал ловить Аладдина и отдал в жены Визирю строптивую Будур. А принцесса Будур ездит на слоне. Но Аладдин сманивает принцессу со слона и учит стрелять из лука. Но, сраженный красотой Будур, накрывается слоновьим ухом, как медным тазом. Так что, с одной стороны – сплошная суета и страсти. Еще бы! Повар и поварята, гремя тазами, рассказывают, что нашли огромную шкатулку в брюхе пойманной Аладдином рыбы! А с другой стороны… Восток! Истома! Слон – на колесиках. Лошадь и зебра, и даже золотой дворец тоже на колесах. Лень им перебирать ногами. Восток – дело ленивое. Даже мама Аладдина засыпает посреди сказки. Вот как тут бороться со злом и добывать счастье себе и своей возлюбленной?! Чуть что, и все накроется медным тазом. Ах, пардон, из меди тут старая волшебная лампа. И какой вкусный из нее идет дым! Не нынешний, театральный – вонючий. А старинный! Папы юных зрителей стразу вспомнят чарующий запах пистонов из бумажной ленты для «автоматических пистолетов»…
Сценограф Игор Капитанов художник по костюмам Фагиля Сельская создают на сцене роскошный и красочный мир сказочного Востока. Режиссер по пластике Владимир Игнатюк выстраивает вязь танцевальных номеров, в которые вплетены выходы женихов: индейца в перьях, испанца в латах и шотландца в юбке. Перед нами словно бы оживают орнаменты персидского ковра и шитые по шелку портреты и миниатюры…
Но забавные чудеса и трюки – не самоцель для постановщика Валентина Варецкого и актеров. Главное для них – история о том, как Аладдин, словно очнувшись от душевной спячки, идет на сабли и копья, чтобы спасти прекрасную Будур от козней Везиря. А еще Аладдину важно спокойствие мамы.
И мама может быть спокойна! Если Аладдину покорились волшебная лампа и ее слуга Джинн, да еще такая девушка, как Будур, отдала руку и сердце Алладину, то, видно, он чего-то      стоит, как человек! И, значит, добро может побеждать зло…