Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Золушка

В спектакле много музыки, песен и танцев: с ними и бал, и жизнь, и чудеса полны веселья, радости и надежды. Ведь когда хочешь для другого сотворить чудо – стараешься устроить всеобщий бал… Словом, как ученики волшебников, учитесь делать чудеса: приятное и доброе для ваших близких.
Но ничего бы у Звездочета и других кудесников не вышло, если бы не чистота души самой Золушки. Для дурных и злых чудеса не получаются. Или оборачиваются своей противоположностью. То есть становятся ужасно скучными и неприятными. Какими-то неудобными. Такое чудо и в руки-то взять не хочется…

Действующие лица и исполнители:

Автор пьесы — Евгений Шварц

Режиссер — Сергей Посельский

Художник — Сергей Тимонин

Помощник режиссера — Людмила Менчинская, засл. артистка МО

Композитор — Заур Фахрадов, зав.музыкальной частью

Золушка — Кукшкина А.В., Мария Бокова, артистка

Фея — Ольга Щепалина, артистка

Принц — Василий Шмаков, артист

Король — Григорий Фирсов, засл. артист РФ

Мачеха — Людмила Менчинская, засл. артистка МОНаталья Карагодина, артистка

Анна — Инна Пешкова, артистка

Марианна — Татьяна Белковец, артистка

Лесничий — Геннадий Христенко, артист

Паж — Андрей Бестужев (Погорельцев), артист

Кучер — Степан Куликов, артист

Солдаты — Андрей Чанцев, артистМихаил Шилов, артистСтепан Куликов, артист

Лошадки — Акимушкина Светлана, артисткаАнастасия Кузнецова, артистка, Колабина Е., Наталья Ефремова, артистка

Веселый бал в двух действиях

В спектакле заняты замечательные артисты Театра им.Островского и артисты, приглашенные из других театров, – в совершенно непривычных для себя и для их поклонников ролях!.

**************************************

История создания спекталя

ЧАСТЬ 1

Релиз: НОВОГОДНИЙ БАЛ ЧУДЕС ДЛЯ ЗОЛУШКИ

Бал! Бал! Королевский бал!!! Бал чудес и превращений!

Бал послушных вещей и праздник помогающих друг другу людей и зверей! Вот что такое наш спектакль.

У каждого случается такое, когда ему позарез нужна помощь! И особенно достойны поддержки те, кто терпелив и участлив к другим. Об этом счастье и об этой надежде наш спектакль.

В спектакле много музыки, песен и танцев: с ними и бал, и жизнь, и чудеса полны веселья, радости и надежды. Ведь когда хочешь для другого сотворить чудо – стараешься устроить всеобщий бал… Словом, как ученики волшебников, учитесь делать чудеса: приятное и доброе для ваших близких.

Но ничего бы у Звездочета и других кудесников не вышло, если бы не чистота души самой Золушки. Для дурных и злых чудеса не получаются. Или оборачиваются своей противоположностью. То есть становятся ужасно скучными и неприятными. Какими-то неудобными. Такое чудо и в руки-то взять не хочется…

Раз в году – и тыква может стать каретой, а крысы – ретивыми конями. Раз в году и Звездочет обретает могущество и власть Деда Мороза… Или Санта-Клауса, кому как нравится. Звездочет растянул между последним и первым часом двенадцатый удар в целую вечность. Чтобы все хорошенько могли подумать. В какую сторону пойдут чудеса – каждый должен решить сам; какое счастье пожелаешь другому – так и тебе в ответ обломится… А вы думали, им позарез нужна хрустальная туфелька? Как бы не так! Все дело тут в бескорыстной любви и дружбе. Если их нет – не втиснешь ногу ни в какую, даже в самую здоровенную, туфлю. А если они есть – любая туфелька окажется впору…

Вот так-то, Золушки и Принцы!

---------------------------

ЧАСТЬ 2

Постановщик Сергей ПОСЕЛЬСКИЙ – о спектакле:

«МНЕ и ЗОЛУШКЕ КРУПНО ПОВЕЗЛО!»

Мне повезло, что я ставлю «ЗОЛУШКУ» Е. Шварца, а не его же «Дракона» или «Тень». В «ЗОЛУШКЕ» — ничего политического – она о простых вещах: о жажде счастья, о стремлении к чистоте, о том, как нужно детям доброта и понимание со стороны взрослых, а также о том, что взрослые теряют себя, если недобры к детям…

Мне повезло, что я ставлю «ЗОЛУШКУ» сейчас – моя мама родилась почти в год создания этой пьесы, в 46-м году. Тогда, в послевоенную разруху, в пробуждении от горя войны, в голодное и нищее время, эту пьесу на театре в кино) ставили как праздник безоблачного счастья среди изобилия красивых вещей…

Сейчас мы можем ставить спектакль не о том, что вот переоделась в дорогое платье и шикарные туфельки – и сразу настало счастье, да еще с принцем и во дворце…

Мы играем иное: для доброй, чистой и прекрасной души хочется весь мир сделать красивым! Прекрасна сама по себе чистая душа – и это надо уметь увидеть…

Будет много музыки история и песен. Мы хотим приобщить маленьких зрителей – детей и подростков – к красоте и через музыку, стихи и пластику – они помогут создать настроение радости и надежды. К тому же действие происходит на балу, а какой же бал без музыки и танцев!

Эту историю ныне, наверное, уже смотрит четвертое или пятое поколение со времени появления пьесы… Бабушки приведут своих внуков! Родители – детей. И мы стараемся сделать так, чтобы наш спектакль был интересен и увлекателен для взрослых тоже. Тогда им будет, о чем поговорить со своими юными родственниками!

----------------------------------

ЧАСТЬ 3

КРАСОТА ДОБРОТЫ

В новой премьере Мособлдрамтеатра им. А Островского – «ЗОЛУШКА» режиссуре Сернея Посельского) маркиза Па-де Труа играет з.а. Владимир СТАРОСТИН.

Сорок лет назад в постановке шварцевской «Золушки» в театре им. Вахтангова он в роли Первого гостя на балу, вместе со Вторым гостем, выводил «на танцпол» навстречу Золушке – Екатерине Райкиной знаменитого Василия Ланового — в облике Па-де Труа. Это был «божий одуванчик с палочкой». Но стоило зазвучать музыке, и хлипкий танцмейстер превращался в сгусток энергии, вихрем сметавший прочь злую Мачеху…

По-другому, на новый лад, но в чем-то                                      тогдашнему маркизу наследует нынешний Па-де Труа. Вот как об этом говорит артист Владимир СТАРОСТИН:

— Вместе с постановщиком мы создавали маркиза как «ангела-хранителя дома». Такие существа есть везде – они зорко вглядываются о всех и каждого, великолепно знают свое дело и чутко отзываются на доброту сердца. Злоба Мачехи и ее дочек для Па-де Труа – отвратительна, некрасива. Танцмейстер – «профессиональный ценитель красоты» — Па-де Труа не интригует. Он просто с помощью танца показывает, как хороша Золушка и без всяких богатых украшений, роскошных платьев и сверкающих туфелек… Сказка не ушла. Но волшебство – не в превращениях замарашки в придворную даму. А в умении разглядеть красоту души. Именно этому волшебству и учится юный Паж…

Когда все признали в Золушке загадочную Принцессу бала, осталось сотворить простое чудо – вернуть потерявшегося Принца. И тут у юного Пажа — ученика Феи, впервые «на все сто» получилось его чародейство: раскрылась стена, и пурга отпустила Принца. Он скинул шапку, клетчатое кашне, пальто – и оказался одет в белый френч с золотыми пуговицами и эполетами и черные брюки с золотыми лампасами: почти так же, как известный ныне всем ученый, спортсмен и молодой правитель Монако — принц Альберт. Кстати, и Золушка, и ее отец – Лесничий, и Король одеты тоже вполне «по-нашему».

Режиссер с помощью художника Сергея Тимонина не пытался осовременить давнюю сказку. Волшебство сохранено – когда нужно, прямо сквозь стены открывается дорога в прекрасную даль, и Фея уносит каждого в особую чудесную страну; там время «замирает» ровно настолько, чтобы каждый смог отыскать доброе в своем сердце и увидеть красоту доброты в другом… Но главный смысл этого спектакля – вовсе не изобилие сияющих драгоценностей и роскошных вещей и нарядов делает человека счастливым…

-----------------------------------

ЧАСТЬ 4

Пресса о спектакле

5 янв. 2007 г. — «Зазеркалье» (приложение к газ. «Московская правда»)

КОГДА ЧАСЫ ДВЕНАДЦАТЬ БЬЮТ…

То, что чудеса происходят в полночь, знают все. С этим временем суток связан один из самых любимых праздников – Новый год. Потому, наверное, так много слов, стихов и прозы, посвящены сотворению чудес и исполнению желаний в Новогоднюю и Рождественскую ночи. Но вспомним одну из сказок, в которой двенадцатиразовый бой часов сыграл особую роль в судьбе героев. Это «Золушка» Евгения Шварца.

Может, именно тот момент, что знаменательный бал и невероятные превращения происходили с героиней всеми любимой сказки в полночь, подтолкнул молодого режиссера Сергея Посельского к мысли, что история Золушки – чисто новогодняя. Этакая «Карнавальная ночь» времен жизни королей и принцев. И случилось на сцене Московского областного государственного драматического театра им. А. Н. Островского обыкновенное чудо: новая постановка старой доброй сказки. Сюжет известен, да только смысл произведения Е. Шварца, которому в 2006 году исполнилось бы 110 лет, гораздо шире, чем принято понимать. Посмотреть на первый взгляд – сколько их, современных золушек, трудолюбивых сирот-провинциалок, за столичных красавцев-детей олигархов замуж повыскакивало… Интерпретаций на тему «полюбил богатый бедную» достаточно в каждой стране. Фабула сказки Шарля Перро – отличный синопсис «лавстори». (Голливуд на этом рейтинг сделал!) Любой образованный человек, знает, что такое «американская мечта»: история с «хэппи эндом» для гламурного журнала о случайной встрече одиноких сердец из разных социальных слоев общества.

Что же касается взгляда второго, то касается он исключительно изменений в душе. Стать лучше в современных жестких условиях жизни — то же ведь чудо в своем роде. И описанию этого процесса силами литературно-театрального языка сказки нет равных. Чего стоит простая философская мысль – чтобы получить что-то                                      , надо взамен непременно потерять. (Золушка-то с последним ударом дворцовых курантов поначалу лишилась своих атрибутов счастья – кареты, кучера, платья). У нас героиню Шварца «увековечил» фильм, вышедший в сороковых годах прошлого столетия. Он был разобран на цитаты, как многие шедевры. И упоминаются эти «крылатые фразы» по сей день, потому как частенько бывают, что называется, в тему. Помните? «Эх, жаль, королевство маловато, разгуляться негде…» — это новая начальница о размерах офиса. Или «Я не волшебник, я только учусь!» – это скромное признание хакера, внедрившегося в систему охраны банка. «Связи связями, но надо же и совесть иметь!» – это реплика среди посетителей врача-специалиста в элитной поликлинике, когда один из пациентов без очереди вошел в кабинет.

Но, шутки шутками, а сказочное действо, которое поставил обладатель гранда московского Комитета по культуре режиссер С. Посельский, как раз о добре, сердечном тепле, человеческом чувстве. Короче, о душе каждого из нас, который мечтает о том, чтобы в новогоднюю ночь сбылись надежды и желания. Чтобы близкие простили и любили, чтобы правду было говорить почетнее и приятнее, чтобы деньги не составляли основу отношений и чтобы справедливость восторжествовала там, где ее ждут. И чтобы мечты о таком светлом исходе были не мифом, а реальностью. То есть сказкой, которая возможна и в наши дни среди простых людей.

В спектакле заняты ведущие артисты МОГДТа им. Островского — А. Ибрагимова, В. Шмаков, Г. Фирсов, Л. Менчинская, В. Старостин и др. Сценография и костюмы Сергея Тимонина, хореография Галины Зубковой, музыкальное оформление Заура Фахрадова. Антонина ГРИБ

--------------------------------

ЧАСТЬ 5

Пресса о спектакле

ЧУДЕСА ДЛЯ ЗОЛУШКИ

В Московском областном драматическом театре им. А.Н. Островского сыграли знаменитую «Золушку» великого сказочника Евгения Шварца. Получился королевский бал превращений и чудес. Бал послушных вещей и праздник помогающих друг другу людей и зверей. На этом балу можно узнать все!

Почему раз в году тыква бывает каретой, но не «Мерседесом»?

Почему постановщик считает, что ему и Золушке крупно повезло?

Почему раз в году Фея могуча, как Дед Мороз?

А это круче, чем банкир…

Почему в спектакле много музыки, танцев и песен?

Почему искать надо не туфельку, а кое-что иное?..

О чем смогут поговорить взрослые со своими юными pодственниками?

В спектакле много музыки, песен и танцев: с ними бал, жизнь и чудеса полны веселья, радости и надежды. Ведь когда Фея решила устроить добрые чудеса, ей понадобились музыка и стихи, чтобы получился всеобщий бал… На балу время то летит со скоростью света, то замирает — и чудеса случаются вроде как сами собой. Но ничего не вышло бы у кудесницы, если б не чистота души Золушки. Для дурных и злых чудеса не получаются. Или оборачиваются своей противоположностью. То есть становятся ужасно скучными и неприятными. Какими-то неудобными… Такое белое золото и в руки-то взять не хочется…

Постановщик Сергей Посельский рассказывает:

«Наш спектакль не о том, что вот надела дорогое платье — и сразу настало счастье, да еще во дворце… Это лишь гламур, а он быстро тускнеет. Мы играем иное: для доброй, чистой и прекрасной души хочется весь мир сделать красивым! Ведь когда хочешь для другого сотворить чудо — стараешься устроить всеобщий бал… Словом, как ученики волшебников, учитесь делать чудеса: приятное и доброе для ваших близких. Прекрасна сама по себе чистая душа — и это надо уметь увидеть… Секунда растягивается до бесконечности: чтобы каждый мог хорошенько выбрать чудо для другого. Тогда и о нем не забудут. Так что дело не в безразмерных хрустальных башмачках… У каждого случается такое, когда ему позарез нужна помощь! И особенно достойны поддержки те, кто терпелив и участлив к другим. Об этом счастье и об этой надежде наш спектакль».

В этом спектакле Золушка сразу не была замарашкой. Просто на паркете королевского дворца, похожем на шахматную доску, каждый — злой и добрый — вел свою игру. А всех старался переиграть маркиз Па-де Труа. Чтобы как-то                                      так случилось, чтоб все вдруг увидели: Золушка — сама Красота. Принц здесь одет узнаваемо, как известный всем принц Альберт, правитель княжества Монако: синие брюки с лампасами, белый китель с эполетами и золотыми пуговицами. Ведь сказка всегда намекает на реальную жизнь… Чтобы все хорошенько могли подумать. В какую сторону пойдут чудеса — каждый должен решить сам; какое счастье пожелаешь другому — так и тебе в ответ обломится… А вы думали, им позарез нужна хрустальная туфелька? Как бы не так! Все дело тут в бескорыстной любви и дружбе. Если их нет — не втиснешь ногу ни в какую, даже в самую здоровенную, туфлю. А если они есть — любая туфелька окажется впору… Вот так-то, Золушки и Принцы!

Вот что говорит по этому поводу постановщик:

«Мне повезло, что я ставлю „Золушку“ Шварца, а не его же „Дракона“ или „Тень“. В „Золушке“ нет ничего политического, она о простых вещах — о жажде счастья, о стремлении к чистоте, о том, как нужны детям доброта и понимание со стороны взрослых, а также о том, что взрослые теряют себя, если недобры к детям… Мне повезло, что я ставлю „Золушку“ сейчас — моя мама почти ровесница этой пьесы, родилась в 46-м году. Тогда, в послевоенную разруху, в пору пробуждения от горя войны, в голодное и нищее время, эту пьесу в театре кино) ставили как праздник безоблачного счастья среди изобилия красивых вещей…

Сейчас мы можем ставить спектакль не о том, что вот переоделась в дорогое платье и шикарные туфельки — и сразу настало счастье, да еще с принцем и во дворце… Мы играем иное: для доброй, чистой и прекрасной души хочется весь мир сделать красивым! Прекрасна сама по себе чистая душа — и это надо уметь увидеть…

Мы хотим приобщить младших зрителей — детей и подростков — к красоте через музыку, стихи и пластику. Действие происходит на балу, а какой же бал без музыки и танцев! Эту историю ныне, наверное, уже смотрит четвертое или пятое поколение со времени появления пьесы… Бабушки приведут своих внуков, родители — детей. И мы стараемся сделать так, чтобы наш спектакль был интересен и увлекателен для взрослых тоже. Тогда им будет о чем поговорить со своими юными родственниками!»