Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

ЛЕНИНГРАД

ЛЕНИНГРАД

Прошлый театральный сезон Московский областной государственный драматический театр им. А. Н. Островского закрыл премьерой. Спектакль «Ленинград» по пьесе Саши Попова «Потом… потом… потом…» в постановке молодого режиссера Алексея Фроленкова – о тех, кто жил в середине 70-х, и про нас, кто существует в начале XXI века.

Действующие лица и исполнители:

Автор пьесы — А.Попов

Режиссер — А.Фроленков

Сценография — Ольга Герр

Композитор — Константин Мацан

Помощник режиссера — Галина Черепанова

Толя (студент и электрик) — Николай Гросицкий

Оля (его жена) — Алена Кукушкина, Мария Бокова, артистка

Начальник ЖЭКа — Григорий Фирсов, засл. артист РФЮрий Колганов, засл. артист РФ

Главный инженер — Владимир Старостин, засл. артист РФ

Техник-смотритель (женщина) — Наталья Карагодина, артистка

Вергильевна (дворник) — Ольга Смирнова, засл. артистка РФ

Надя (кладовщица) — Алена Кукушкина

Полина (дворник) — Ольга Щепалина, артистка

Гена (ее муж) — Морозов Юрий, артист

Жора (столяр) — Андрей Бестужев (Погорельцев), артист

Витя (сантехник) — Левченко В.

Майор — Василий Шмаков, артист

Старшина — Степан Куликов, артист

Мусорщик — Андрей Мисилин, артист

«ПОТОМ НЕ БУДЕТ ВРЕМЕНИ. НАДО СЕЙЧАС…»

Прошлый театральный сезон Московский областной государственный драматический театр им. А. Н. Островского закрыл премьерой. Спектакль «Ленинград» по пьесе Саши Попова «Потом… потом… потом…» в постановке молодого режиссера Алексея Фроленкова – о тех, кто жил в середине 70-х, и про нас, кто существует в начале XXI века.

Созвучно названию произведения петербургского драматурга Саши Попова, рано и по собственной воле ушедшего из жизни, я откладывала рецензию «на потом». Что-то мешало просто так сесть и написать: разобрать по полочкам, перебрать по косточкам. То ли чересчур спокойный ритм постановки, то ли поначалу не принятый близко к сердцу сюжет, то ли не ясная судьба Театра им. Островского, оставшегося (надеюсь, временно) без родной сцены на Волгоградском просп., 121 ( «Дом искусств» закрылся на ремонт). А скорее – желание информировать театралов о новом спектакле своевременно, чтобы его можно было бы сразу увидеть и оценить, а не ждать для этого нового сезона, оставив просмотр тоже «на потом». По опыту жизни любой, наверно, может согласиться, что отложенное «на завтра» рискует вообще не осуществиться никогда.
Премьерный показ «Ленинграда» состоялся на сцене Театра мимики и жеста еще в июне. И вот теперь, 1 ноября, с этим спектаклем стартует фестиваль «Открытая сцена», который будет проходить в «Театральном центре на Страстном» при поддержке Комитета по культуре правительства Москвы. Значит, самое время пригласить на него любителей современной отечественной драматургии. Ведь место действия – Ленинград – вовсе не означает «местечковость» проблем, поднятых в произведении. Пьеса вполне могла бы называться «Москва» или даже «Город», если бы автор не был родом из северной столицы.
К слову, название пьесы определило в некотором смысле ее судьбу. Именно с нее началась известность Попова, когда его приняли в драматургическую мастерскую И. Дворецкого при ленинградском ВТО. Об авторе и его детище лестно отзывались Кама Гинкас, Людмила Петрушевская, Олег Ефремов, Анатолий Васильев… Сам Товстоногов хотел ее ставить. И не успел, оставив на «потом», ушел из жизни. А некоторое время спустя стали забывать и про пьесу, и про Сашу, объяснив, что пришли иные времена, произведение устарело… Хотя «коммунальный» сюжет пьесы, как показывает жизнь, вечен. По крайней мере для нашей страны.
Студент-заочник Толя (Николай Горосицкий) очень любит молодую жену Олю (Мария Бокова). Но отсутствие пресловутых квадратных метров откладывает полноту семейного счастья на «потом». Толя устраивается электриком в ЖЭК, где ему выделяют комнату в квартире дворничихи Полины (Ольга Щепалина) и ее мужа-алкоголика Гены (Юрий Морозов) и угол-мастерскую возле шахты лифта. И яркий представитель (какой парадокс!) скромного, тихого, неагрессивного, романтичного поколения практически идет на унижение, соглашаясь на такие условия обитания и работы. Но чего не сделаешь ради светлого будущего — в ожидании настоящей, лучшей жизни? Тем более что Оля ждет ребенка…
Восторженный студент, по сути довольствующийся малым, счастливый от того, что живет в Питере, а не в замшелом Бузулуке, тяжело переживает ссору с женой именно на почве быта, мирится со своим новым положением, пытается найти общий язык с сантехником Витей (Вячеслав Левченко), кладовщицей Надей (Евгения Савкина), столяром Жорой (Андрей Погорельцев), не растеряв при этом интеллигентного вида и благородных привычек. Он, безусловно, чужой в мелком, ничтожном мирке, созданном начальником ЖЭКа (Юрий Калганов) и его подчиненными. Из лучших побуждений он хочет стать своим. Но не проторенным путем – угодить или польстить руководству, выпить вместе, перейти на язык обслуги – дворовый сленг… Толя находит свой подход к каждому, сохраняя цельность своей натуры. Ведь как бы там ни было, любой персонаж Попова – индивидуален, пусть и не ярко прорисован. Что, кстати, особенно привлекло режиссера спектакля. «Пьеса написана для театра с большим спектром актерских амплуа и предоставляет широкий диапазон для совместного актерско-режиссерского поиска, — отметил в экспликации к постановке А. Фроленков. – Узнавание героев, анализ и обобщение их взаимоотношений и жизненного опыта будут интересны зрителю».
А зритель, возможно, испытает двойственные чувства. Банальные, но характерные для России портреты, с одной стороны, вызывают жалость и легкую иронию. А с другой (что, собственно, и позволило замолчать пьесу в лишившие многих будущего семидесятые годы), — заставляют оглянуться вокруг, понять, в чем же на самом деле состоит счастье? «Светлому будущему нужны горячая вода и свет», — констатирует один из героев. Но так ли уж важно для полноценного существования иметь машину, пластиковые окна и, скажем, новомодные джинсы? Не мелочность ли это по большому счету? Не липовая ли стена несуществующего еще дома-крепости? Может, свобода и чувства все же важнее? Мне, например, непонятно, как в итоге Толя отнесется к новости о том, что беременность свою его жена выдумала. Ради того же счастливого «потом»…
Мораль «сей басни», впрочем, со сцены все же прозвучит: «Потом не будет времени. Надо сейчас и отдыхать, и работать». И неважно, из чьих уст звучит этот философский вывод. Его могли озвучить и всезнающая, «ушлая» пожилая дворничиха Вергильевна (Ольга Смирнова), и главный инженер-подхалим (Владимир Старостин), и по-бюрократически строгая техник-смотритель (Наталья Карагодина), и больше похожий на бомжа мусорщик (Андрей Мисилин)… Каждый из них уже пришел к мысли, что на «потом» оставлять ничего нельзя. И набить карман, притырить, взять, уловить, оторвать надо срочно, пока не уплыло из-под носа. И в этом видится им смысл существования. Это их личная попытка жить достойно. Однако она напрочь лишена душевного аспекта, который задавлен, как написано в одной из рецензий, «кислой, нелепой жизнью страны 70-х, похожей на бессмысленную жвачку, которая привела к художественной смерти целое поколение». Чего, впрочем, нельзя сказать о главном герое – студенте-электрике Толе. В постановке «Ленин­град» задействованы лучшие силы МОГДТ им. А. Н. Островского – ведущие актеры труппы, сценограф Ольга Герр и композитор Константин Мацан. Художественным руководителем спектакля выступил Сергей Голомазов, именитый молодой режиссер, преподаватель РАТИ (ГИТИС), назначенный этим летом главным режиссером театра на Малой Бронной. В творческом союзе с вышеназванными недавнему выпускнику мастер­ской профессора С. А. Голомазова Алексею Фроленкову удалось показать нам нас самих. Правда, спустя 30 лет. Но, посмотрите, как мало что изменилось.