Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Панночка

Панночка

Колдовство ночной степи, когда не знаешь – зарница ли блеснула — или зажегся тайный ведьмовской огонь, звезды ли мерцают за тучами – или сверкнули глаза колдуньи?..

Все это есть в спектакле «Панночка» по пьесе Нины САДУР в основе которой – знаменитая «мистическая» повесть «Вий» Николая ГОГОЛЯ.

Но есть здесь и молодецкие схватки упившихся парубков. И восторги простой, земной «телесной» любви к обычной жалостливой женщине. И необъяснимый, неудержимо притягательный огонь любви «мистической», «колдовской». Любви как смерти. Любви как спасения.

Действующие лица и исполнители:

Автор пьесы — Н.Садур

Явтух — Андрей Мисилин, артистВиктор Пиунов, засл. артист РФ

Спирид, Старуха — Григорий Фирсов, засл. артист РФЮрий Колганов, засл. артист РФ

Дорош — Андрей Бестужев (Погорельцев), артист

Хома Брут — Юрий Финякин, засл. артист РФ

Панночка — Елена Калабина, артисткаИнна Пешкова, артистка

Хвеська — Ольга Щепалина, артистка

Ведьмы (балетная группа) — А. Кузнецова, Акимушкина Светлана, артисткаНаталья Ефремова, артисткаТатьяна Белковец, артистка

Участники 3-й ночи — Андрей Чанцев, артистВасилий Шмаков, артистСтепан Куликов, артист

Помощники режиссера: — Людмила Менчинская, засл. артистка МО

Хореограф — А. Сучков

Композитор — Заур Фахрадов, зав.музыкальной частью

Волшебная красота украинской ночи… Колдовство ночной степи, когда не знаешь – зарница ли блеснула — или зажегся тайный ведьмовской огонь, звезды ли мерцают за тучами – или сверкнули глаза колдуньи?..

Все это есть в спектакле «Панночка» по пьесе Нины САДУР в основе которой – знаменитая «мистическая» повесть «Вий» Николая ГОГОЛЯ.

Но есть здесь и молодецкие схватки упившихся парубков. И восторги простой, земной «телесной» любви к обычной жалостливой женщине. И необъяснимый, неудержимо притягательный огонь любви «мистической», «колдовской». Любви как смерти. Любви как спасения.

О пьесе.

Один из самых известных наших современных драматургов Нина САДУР попыталась в своей пьесе соединить суть мистических размышлений Гоголя о природе любви и сути веры с собственными взглядами современной женщины на то, что такое – сила любви и сила веры.

В текст Гоголя, умело аранжированный для сцены, вплетены подлинные народные заговоры Малороссии — Украины и южной России.

О спектакле.

Роскошные малороссийские костюмы. Размашистые жесты. Широкое застолье. Но поверх всего – словно разлитое в воздухе предощущение чуда и тайны.

Темно-синий задник. Вверху – желтый диск. Внизу – темного дерева скамьи разной длины. Но такое ощущение, что это – лестница в небо, к Луне.

Луну то и дело скрывают облака. А в их разрывах то в одну сторону, то в другую проносится Ведьма-Панночка. Вот она возникает у плетня. И тут же она — в окне. Как сила природы, как стихия женского чувства, как разлитое повсюду ожидание чего-то                необычного – эта Панночка молчалива, но вездесуща.

Однако постановщик Дамир САЛИМЗЯНОВА ставил спектакль не столько о колдовстве и мистике, не столько о силе веры или опасности сомнения. Этот спектакль о чуде доброты. Когда мужчина одинаково жаждет защитить обеих женщин в своей жизни: и ту, что дарит утешение, и ту, что дарит муку. И, не найдя выхода, жертвует собой. Но оставляет память о том, что иной раз мечты о понимании и доброте сбываются…

История создания спекталя

ПРЕССА о спектакле

Газета «Юго-восточный Округ», приложение к газете «Московская правда»

КАК ФИЛОСОФ НЕЧИСТУЮ СИЛУ ПОБЕДИЛ И САМ СГИНУЛ

Государственный драматический театр им. А. Н. Островского, что на Волгоградском пр., 121, открыл сезон премьерой постановки пьесы-фантазии Нины Садур «Панночка» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Вий».

Премьера для любой труппы — это событие. Для театра им. Островского — в особенности. Ведь основная работа коллектива направлена на то, чтобы спектакль, плавно внедрившись в репертуар, стал доступен и интересен не только московскому зрителю. Областная подчиненность театра, расположенного в Доме искусств в Кузьминках, зачастую определяет скудность бюджета, которая не может, по словам директора Владимира Каширского, просто не имеет права отражаться на качестве «продукта», каковым являются многочисленные постановки. Решиться на новую, большую, амбициозную сценографию, позволить себе роскошь потратиться на очередные декорации и костюмы -ответственный шаг. Как у всякого театра, самой главной заботой ГДТ является поддержка высокохудожественного репертуара, создание умных спектаклей, питающих душу человека, помогающих пережить трудности повседневной жизни.

За все время существования труппы с 1935 года, в афишу театра входили лучшие произведения русских и зарубежных классиков. Представлена здесь и современная драматургия. Отдельная тема — спектакли для детей и юношества. Когда ГДТ им. А. Н. Островского обосновался в Юго-Восточном округе, то его основными зрителями стали жители близлежащих районов, среди которых немало школьников. Конечно, выездная работа по области не отошла на второй план, но стационарные спектакли решено было делать с учетом того, что у московской отчасти избалованной публики большой выбор по части «Что посмотреть? Куда пойти?» Чтобы выжить и быть интересными постоянно, актеры и администрация делают все возможное. Приглашаются новые режиссеры, строго отслеживается материал для постановок, четко планируется график репетиций и премьер. Ведь под одной крышей и на одной сцене Дома искусств с «островчанами» работают еще два творческих коллектива. И поддержание хороших отношений с культурными соседями, координация репертуарной сетки — тоже входит в круг задач труппы и руководства. И вот в этом году — две премьеры. 2 и 3 ноября состоялся первый показ спектакля «Аделаида» Ж. Унгард в постановке режиссера А. Севостьянова. Но сезон-2002/2003 еще в сентябре открылся мистической пьесой Нины Садур «Панночка», и о ней-то «Округ» рассказывает в первую очередь.

Молодому режиссеру Дамиру Салимзянову, по его признанию, работать было интересно с самого начала. Пьесы по Гоголю — благодатный материал для работы. Дамир уже сотрудничал с театром им. Островского, продолжает работать в других театрах Москвы и страны, но постановка «Панночки» стала сродни лосуществленной мечте. Он подобрал блестящий актерский состав (к слову, во всех спектаклях заняты только актеры труппы — это политика театра) на роли гоголевских персонажей. Каждый козак — старый Явтух (В. Пиунов/А. Мисилин), средний Спирид (Г. Фирсов/Ю. Колганов), молодой Дорош (С, Воробьев) обрели свое лицо, которое их герои то и дело теряют в процессе постоянного употребления украинской горилки. Сразу отмечу — пьют на сцене много. Но ни детскую, ни взрослую аудиторию это не смущает. Во-первых, украинцы на хуторе, во-вторых, сказочный сюжет, в-третьих, потрясающая подлинность игры актеров наряду с ненавязчивостью самого факта беспробудного пьянства. Это вам не агрессивная реклама пива с взрывным вкусом, пагубно влияющая на молодежь…

Невероятную симпатию вызывает Хвеська (О. Щепалина/А. Катосова). Задор «нестарой еще бабенки» в общении с вечно пьяными козаками, житейская мудрость по отношению к обидной реплике с их стороны «баба — дура», мужество, с которым она противостоит злой силе и помогает возлюбленному (гоголевский Брут — своеобразная жертва хуторян нечистой силе во имя спасения души Панночки) — все воплотилось в образе Хвеськи.

Что до жути гоголевской, то передать атмосферу трех ночей, в течении которых философ Киевской бурсы Хома Брут (Ю. Финякин/И. Гришанов) должен был дежурить у гроба Панночки, удалось не только за счет профессионально сыгранного ощущения страха, который испытывал герой, но и благодаря удачно, я бы сказала, фантастически с технической точки зрения разработанных звуковых и световых эффектов (композитор З. Фахрадов, художники по свету В. Графов и А. Петров, художник-постановщик А. Володина). Театральными силами, то есть сценическими ограниченными возможностями, с помощью цирковой машинерии (Ю. Осипов) спектакль стал невероятно зрелищным. Ярким и красочным его делают и костюмы Екатерины Трумелькан, собиравшей наряд для каждого персонажа чуть ли не по кусочкам, по деталям из старых вещей и новых специально созданных моделей с о знанием украинского фольклора и исторических особенностей национального костюма того времени.

Вообще секрет успеха, особенно у детской половины зрителей, в этой постановке во многом зависит от технического персонала. Монтировщики, реквизиторы, машинисты сцены добились уровня киноэффектов, которые возможны при использовании монтажа и комбинированных съемок. Похоже, артистам на самом деле было страшно, как и публике, когда ведьмочки летали, сверкали глазами, являлись в самых неожиданных местах и позах. Костюм и грим самой Панночки, как и безупречная, хоть и почти безмолвная игра исполнительни роли (Н. Виноградова/И. Пешкова), не оставляли сомнения в ведьмаческой сути дочки деревенского старосты. В создании безумных, но чарующих, мизансцен свою роль сыграла хореография Андрея Сучкова. Как мне рассказала помощник режиссера галина Черепанова, поначалу была мысль обратиться к дружественной балетной труппе театра Вячеслава Гордеева, который базируется в здании на Волгоградском, но потом решили обойтись своими силами. Молодые актрисы театра достойно справились с задачей «навести ужас» на округу… Как ни двусмысленно это звучит в свете последних московских событий, но «мурашки по коже» вам обеспечены, если вы выберете для очередного культпохода спектакль «Панночка».

Автор пьесы, драматург Нина Садур оценила постановку театра им. А. Н. Островского, как несомненную удачу. Подкорректировав некоторые задуманные режиссером и созданные актерами образы, она пожелала спектаклю долгой жизни… Присоединимся!