Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Сказание о Сергии Радонежском

Сказание о Сергии Радонежском

Этот спектакль — попытка языком театра не просто рассказать хронологию жизни и трудов Сергия Радонежского, но и соотнести ее с тем, как возникало и укреплялось православное сознание у русских. Повествование основано на летописях, фольклоре. На сцене — исторические персонажи — князь Дмитрий Донской, родители Сергия, и те, кто стал почти былинными героями — монахи-богатыри Ослябя и Пересвет. Это те, кто созидал Русь и стремился обрести духовную поддержку у Сергия.

Пьеса, режиссура и музыкальное оформление — Вера АННЕНКОВА

Художник — сценограф — Игорь КАПИТАНОВ

Художник по костюмам — Ольга ГЕРР

Хореограф — Алишер ХАСАНОВ

Спектакль идет без антракта

Действующие лица и исполнители:

Летописец — Виктор Пиунов, засл. артист РФ

Мария — Елена Петрова, артистка

Кирилл — Михаил Шилов, артист

Черноризец, Митрополит — Владимир Старостин, засл. артист РФ

Сергий Радонежский (в юности) — Юрий Финякин, засл. артист РФ

Сергий Радонежский (старец) — Морозов Юрий, артист

Петр, брат Сергия — Василий Шмаков, артист

Степан (инок Стефан), брат Сергия — Геннадий Христенко, артист

Иерей Михаил, Игумен Митрофан — Владимир Балдов, засл. артист РФ

Князь Дмитрий Донской — Григорий Фирсов, засл. артист РФ

Иерей Михаил, Игумен Митрофан — Владимир Балдов, засл. артист РФ

Дмитрий Донской — Григорий Фирсов, засл. артист РФ

Крестьянин — Юрий Колганов, засл. артист РФ

Отец младенца — Андрей Мисилин, артист

Монахи — Андрей Бестужев (Погорельцев), артистАндрей Мисилин, артистВасилий Шмаков, артистМихаил Шилов, артистСтепан Куликов, артистЮрий Колганов, засл. артист РФ

Плакальщицы — Елена Тюлина, артисткаЛюдмила Менчинская, засл. артистка МОТаисия Шутова, артистка

Варфоломей — Илья Сороковой

Пластическая группа — Анастасия Кузнецова, артистка, Анна Теуважукова, Екатерина Мистрюкова, Елена Калабина, артисткаНадежда Батманова, помощник главного режиссераНаталья Ефремова, артисткаОльга Щепалина, артисткаТатьяна Белковец, артисткаТатьяна Павлуцкая, артистка

Идея постановки:

Уже создавая пьесу, режиссер постановки Вера Анненкова стремилась соединить современное понимание сценического зрелища, достижения современного психологического театра с законами древних мистерий и обрядов-духовных действ. Образы исторических персон — московского великого князя Дмитрия Донского, родителей Сергия и и самого Сергия Радонежского, и почти ставших былинными героями монахов-богатырей Осляби и Пересвета — максимально обобщены. Но все она — и те прсонажи, которые созданы фантазией постановщика и театра — живые люди со страстными характерами. Непросто создавалась Великая Русь. Нелегко было вставать ей в весь рост в те тяжелые времена. Наш спектакль — об этих трудах тела и души, о победах на этом пути.

Спектакль:

Зрителя ждет яркое зрелище. Игра света, включение в спектакль видео-композиций на большом экране. Мощный музыкальный ряд. Эффектно придуманные, поставленные и исполненные танцевальные и пластические композиции. Театр стремится, чтобы содержание и смысл того, что происходит на сцене, были донесены до зрителя в современной форме музыкально-драматического действа. Здесь есть и элементы мистики, и романтическая интонация. И таинственные появления и превращения персонажей. И даже Сергий встречается сам с собой: три его разных возраста воплощены разными актерами, и они как бы передают друг другу эстафету в рассказе о житии святого старца.

А еще здесь есть Старец-летописец. Может быть, это его воспоминания о давних событиях, его мнение о них, его свидетельства очевидца проходят перед его внутренним взором и воплощаются для нас в сценическое действо…

Режиссеру очень помогли балетмейстере и художники. И облачение Черноризца и церковных иерархов, и сияющие латы Дмитрия Донского и другие красочные костюмы в этом спектакле непременно запомнятся зрителям…

Текст и зрители:

На этом спектакле очень интересно следить за зрителями. Они, затаив дыхание, слушают слова. На этом спектакле зрителям важно: что сказано, кем, как и о чем. Автор композиции перенесла из текста жития Сергия в спектакль немало духовно-молитвенных и нравственно-учительных формул. Они воспринимаются сегодня многими как лично важные жизненные уроки. Еще больше тех, кто эти слова Сергия и его соратников ощущает, как советы, звучащие весьма современно, словно точные отклики на нашу общественную жизнь.

Отзывы о спектакле

СТАНОВЛЕНИЕ ДУХА

Теперь в Московском областном драматическом театре им. А. Островского есть историко-религиозная дилогия. Только что молодой режиссер Вера Анненкова, по своей литературно-драматической композиции поставила спектакль «Сказание о Сергии Радонежском». Причем, в этой постановке произошла перекличка со спектаклем «Грех и прощение» — не только по времени действия, но и по персонажам. Главный герой истории о становлении Великого княжества Московского, Иван Калита, упоминается и в спектакле о Сергии из Радонежа. Возник объемный, двусторонний — «изнутри власти» и «изнутри народно-духовной жизни» — взгляд на сложнейший этап русской истории.

Понятно, что собственно документальных материалов о Сергии мало. И тут, важнее, может быть, «документация духовного пути» великого святого старца. Его жизненный и духовный путь — во многом отражение противоречивых метаний российского духа: власть и народ, правители и низшие сословия расходятся во многом. И «народу» порой хочется «уйти» от своих правителей. Но все равно «нам не жить друг без друга» — мы все в одном земном пространстве, в общем пространстве жизни и духа… И рано или поздно правители приходят на поклон к народу, ибо что они без него так, ведя рать на Куликово поле, пришел Дмитрий Донской за благословением к Сергию Радонежскому.

Вера Анненкова сложила сюжет на основе апокрифов и «житийных текстов».И, добиваясь максимальной выразительности и насыщенности, обратилась к синтетическим формам, определил постановку как «музыкально-драматическое действо». И символические пластико-хореографические эпизоды-связки сейчас оставляют, может быть, едва ли не самое сильное впечатление. В этом огромная заслуга хореографа Алишера Хасанова. Но нельзя и не отметить работу художника по костюмам Ольги Герр и сценографа Игоря Капитонова. Капитонову создал свето-тональную партитуру, включившую предложенные режиссером кино-видео вставки в общий эмоциональный строй цветового и пространственного решения.

Интересно наблюдать за залом на этом спектакле. Зрители слушают слова. Тот нечастный случай. когда зрителям важно: что сказано. кем. как и о чем. Ведь в тексте жи- тия Сергия есть немало духовно-молитвенных и нравствено-учительных формул. И они воспринимаются многими зрителями и как общественно-актуальные, и как личностно важные… Другое дело, что с точки зрения собственно театрального ремесла спектаклю еще расти и расти. Это и понятно: события представленные на сцене, открывают свой полный смысл и глубоко воздействуют на зрителя, когда есть перипетии, конфликт, борьба персонажей между собой и страсти борьбы с собственными искушениями и заблуждениями. В таком материале, как житие Сергия, надо пройти по лезвию между невозможностью нарушить канон, букву и дух святого жития и необходимостью создания полнокровных характеров. Это происходит порой не сразу, по мере внутреннего роста и развития спектакля. Но уже и сейчас есть определенные удачи. Пусть не всегда ровно, но местами очень проникновенно и мягко ведет свою роль Летописца Виктор Пиунов. Из трех воплощений разных возрастов Сергия пожалуй, самое удачное — у Юрия Финякина (юный и молодой Сергий). А вот Сергию зрелому и в старости — Юрию Морозову не всегда удается найти баланс между страстностью и смиренностью в облике своего персонажа… Есть по-своему сильные эпизоды (хотя не на всем протяжении роли) у Владимира Старостина в облике Черноризца. А актерам в ролях родителей Сергия (Мать — Елена Петрова и Ирина Язвинская и Отец — Виктор Рошка) хочется пожелать большей человеческой и сословной масштабности. И очень неплох Иван Гришанов — Дмитрий Донской (Здесь перекличка с еще одним спектаклем в репертуаре этого театра — «Панночкой»; там Гришанов — Хома Брут, которому не хватило веры и силы в молениях; здесь Донской — во всей силе веры в правоту своего дела и своей судьбы)…

Театр Московский облдрамтеатр им. Островского целенаправленно выстраивает сложнейшую нравственно-духовную и историко-патриотическую линию в своем репертуаре. Легко на этом пути не будет. Но директор театра В. Каширский и новый главный режиссер В. Варецкий не боятся доверить работу над в этом направлении молодому режиссеру. Задачи, которые ставит перед режиссером такой материал, как житие Сергия Радонежского и связанный с ним огромный исторический пласт, — это то, на чем творчески, профессионально и человечески растет и сам режиссер, и труппа, и весь театр. И зрители. И можно только приветствовать смелость творческого коллектива. Кстати, примерно через полторы недели после премьеры театр им. А. Островского отправился со спектаклем «Сказание о Сергии Радонежском» в Брянск, на международный фестиваль Украины, Беларуси и России — «Славянские театральные встречи»…

…Буквально за день-два до премьеры, готовясь к 60-летию Победы, городские власти перепланировали в Кузьминках площадь перед Московским областным Домом искус- ств, в котором находится театр им. А. Островского. Теперь там — мощный эффектный фонтан с подсветкой. И сразу после премьеры многие молодые актеры театра пошли к фонтану и долго там сидели и разговаривали. Видимо, потихоньку приходя в себя, возвращаясь в наше время, и пытаясь осмыслить: что они только что сыграли на сцене, что с ними было и что стало?

Такие творческие работы, как спектакль о Сергии Радонежском неизбежно становятся не только художественными, но и духовно-нравственными акциями для всех участников. И заставляют задумываться о том, что было и что есть со страной и с каждым из нас. Какие мы?

Валерий БЕГУНОВ

Газета «Культура», май 2005 г.

/Валерий БЕГУНОВ — Газета «Культура», май 2005 г./

История создания спекталя

Вера Анненкова — автор композиции и режиссер — о замысле:

Мы попытались соотнести хронологию жизни и трудов Сергия Радонежского с тем, как возникало и укреплялось православное сознание у русских. Поэтому наша постано- вка – «Сказание». Не сказка, не литературные вымысел. А то, как сама жизнь, отразилась и в воспоминаниях, и в летописях, и в народном сознании, и в фольклоре. Все это вместе. Переплетенное. Слитное. Поэтому на сцене будут и исторические персонажи – князь Дмитрий Донской, родители Сергия, и те, кто стал почти былинными героями – монахи-богатыри Ослябя и Пересвет. Это те, кто созидал Русь и стремился обрести духовную поддержку у Сергия. Важен для нашей постановки и Хор – Народ, взывающий к спасению и хронологически и сюжетно увязывающий все действо…