Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Процесс: в Табакерке поставили Кафку

Процесс Что такое чувство вины? «То, что гнетёт людей из ночи в ночь», - ответит один. «Наказание», - ответит другой. «Искупление», - скажет третий. «Неизбежное чувство, посещающее каждого человека, от мала до велика», - скажет четвёртый. Ответов может быть миллион. Чувство вины рождало великие дела, кормило миллионы психоаналитиков, сгибалось под собственной тяжестью и находило упоение, как ни странно, само в себе.

На подмостках Табакерки премьера. Евдокия Германова, Игорь Хрипунов, Иван Шибанов и Яна Сексте в постановке «Процесс» по одноимённому роману Франца Кафки. Режиссёр спектакля - Константин Богомолов, молодой, но уже достаточно известный в Москве постановщик. По сюжету на успешного банковского служащего Йозефа К. заводят уголовное дело; начинается процесс. В чём его обвиняют - неизвестно и неважно. Если вначале Йозеф ещё таит в себе надежду на оправдание, то, по мере течения процесса, всё больше и больше увязает в страхе. Процесс, словно огромная подводная Харибда, медленно затягивает героя в свою пасть; из уверенного в себе молодого человека он превращается в существо, полное бесконечного страха и отчаяния.

Процесс Философия Кафки всегда многогранна и неоднозначна; «Процесс» можно трактовать по-разному, но вина - вина неизбывная, бесконечная, тяжёлая, вина с рождения - безусловно, одна из важнейших его тем. Спектакль, равно как и роман, пронизан её резким запахом: презумпции невиновности здесь не существует; человек виновен безусловно и без сомнений.

Режиссура Константина Богомолова поддерживает динамику и ритм постановки. Мизансцены выстроены с отменной точностью, каждое слово, движение актёров попадаёт точно в такт. Тёмными красками, «рваными» костюмами, чёрными крыльями на спинах, художник Лариса Ломакина, уже работавшая с Богомоловым над спектаклем «Много шума из ничего», добавляет постановке изысканной сюрреалистичности. В то же время традиционные для Кафки рефлексии, находящиеся на грани безумия метафоры и диалоги как бы облегчаются, становятся менее грузными, благодаря чему зритель выходит из зала без неприятного ощущения давящей тяжести. Интригу держит и момент перевоплощения одного актёра в разные образы, характеры, персонажи.

Процесс К слову, актёрские работы заслуживают отдельного внимания. Помимо хорошо известных лиц (Евдокия Германова, Игорь Верник, Андрей Фомин), в спектакле звучат такие имена, как Игорь Хрипунов, Иван Шибанов, Яна Сексте, Сергей Угрюмов. Сказать, что лучше - хорошо проверенная старая гвардия или более молодые войска - сложно. «Русская Мазина» Евдокия Германова в роли Фрау Грубах как всегда балансирует на грани гениальности; свою крохотную роль она отыгрывает на одном дыхании, бескомпромиссно и честно: между зрителем и её героиней возникает состояние абсолютного понимания.

Высоко держит планку и молодой актёр Игорь Хрипунов, которому досталась роль Йозефа К.: вместе со зрителем он проходит весь путь от успешного банковского служащего до отчаявшегося подследственного. Замечательно перевоплощается из одного образа в другой Яна Сексте, любимица МХТ; и даже Игорь Верник (признаться, не самое яркое явление в театре) умудряется выглядеть вполне достойно. Прекрасно подобрана и музыкальная составляющая: звуковой бэкграунд мягко поддерживает постановку, разбавляя болезненность происходящего на сцене трагизмом.

Процесс Да, философия Кафки болезненна и трагична; философия спектакля тоже, несмотря на некоторую сглаженность, имеет привкус высокой температуры: когда во рту стоит пресный вкус болезни, а рассудок, загнанный далеко за 38, начинает искажать окружающий мир. Но тем она и ценна, что смотрит вокруг под совершенно другим углом. Её болезненность открывает зрителю бескомпромиссную правду: виновен, виновен, виновен. Казнить! Нельзя помиловать. Мир не оставляет герою выбора, не признаёт его права на оправдание: неважны обстоятельства, неважно и наличие реального проступка. De facto виноват, и никто не захочет простить и оправдать. Глубокий психологизм чувства вины спектакль передаёт в полной мере. Человек не безгрешен и оттого обречён тяготиться этим всю жизнь. Хотите разобраться в этом лучше? Сходите на «Процесс» в Табакерку. Не пожалеете.