Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Пролетая над гнездом кукушки, или как в «Ленкоме» наступило Затмение

Пролетая над гнездом кукушкиПсихбольница - это место, где лечат душевнобольных, или как предпочитают говорить пациенты дурдома в спектакле «Затмение»: «у нас душа болит, потому мы и душевнобольные». По общепринятому определению - психически больным считается человек, чьё поведение выбивается из установленных норм. Посмотрев «Пролетая над гнездом кукушки» («Затмение») в Ленкоме, серьёзно задумаешься - люди ли отклоняются от норм или нормы уже отклоняются от людей?!

В сложной обстановке, существующей сегодня в стране, где затмение разума кажется само собой разумеющимся, где люди уже не думают, что на самом деле им нужно, а лишь следуют, как будто с помутненным рассудком, туда, куда им говорят, постановка Александра Морфова по мотивам романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» кажется как нельзя кстати.

Пролетая над гнездом кукушкиВ общей массе людей, готовых подчиняться чужим законам, всегда найдутся те, кто ни за что не будут следовать дурацким правилам, они лучше умрут свободными, чем будут жить какой-то придуманной для них жизнью. А в психушке, куда попадает Макмерфи (Александр Лазарев-мл.), её обитатели именно так и живут. Чистят зубы строго по времени, моются только по приказу, курят только за желтой линией, а обо всех интересных высказываниях пациентов пишут в специально заведенной для этого тетради.

Сам Макмерфи попадает в дурдом из тюрьмы. Нет, он совсем не положительный герой, да и не герой вовсе, к подвигам не стремится, человечество спасать не собирается. Просто живет, как ему велит сердце - свободно, весело, особо не задумываясь о завтрашнем дне. Пусть и за решеткой, пусть и под наблюдением, но зато живёт, а не существует. В дурдоме, где законы диктует сестра Речид (Елена Шанина), Макмерфи не собирается изменять своим жизненным убеждениям и продолжает жить также весело и свободно, более того ещё и сестру Речид собирается перевоспитать. Ему удается не просто скрасить пребывание в этом ужасном заведении всех персонажей, но и  оказать самое прямое влияние на их выздоровление и выход из больницы. Только вот заплатить за торжество своей правды ему приходится слишком большую цену.

Другой пациент - Билли (Сергей Фролов) всё время беспокоится, что же скажет его мама о том или ином поступке. Она всячески препятствовала его отношениям с девушками и убедила его, что никто, кроме неё, беднягу не любит. Эти внушения в больнице поддерживаются сестрой Речид, якобы лечащей Билли.  В результате из него делают ещё  худшего маменькина сынка, готового рассказать обо всех поступках других людей теперь уже сестре Речид. Собственно говоря, послушание и явилось главной его бедой, обернувшейся против не только него самого, но и людей, действительно желавших ему помочь.

Мартини (Иван Агапов) грешит тем, что всегда разговаривает с невидимым никому больше спутником. Велика болезнь - что ж поделать раз человека, кроме выдуманной им половинки, никто больше не понимает, мало что ли среди нас таких? В остальном-то парень не глупее других будет, а в некоторых ситуациях даже и умнее.

Пролетая над гнездом кукушкиСкэнлон (Виллор Кузнецов) - пиротехник со стажем, мечтающий взорвать всех и вся. Как и Макмерфи, он в больнице не просто лечится, но и отбывает тюремный срок. При ближайшем рассмотрении тоже оказывается не таким уж и больным, да и общество здесь не безвинно - довели человека до того, что единственным способом решить проблемы ему видится взорвать всё к чертовой матери.

Индеец, он же Вождь (Василий Фирсов), долго пытался сказать людям правду, но в один момент понял, что проще замолчать. Смешно, но люди считали его говорящего больным, а молчащего и вовсе в психушку упрятали. Тут его электрошоком и добили, благо не до конца. В нужный момент нет-нет да скажет, причем не в бровь, а в глаз - как гласит народная мудрость.

Главная мигера клиники - сестра Речид - это не просто злая тетенька, которой чего-то в жизни не хватает (хотя и без этого наверняка не обошлось). Это человек, уверенный в том, что исключительно его действия правильны и именно они принесут благо всем людям, находящимся под её опекой. Она не допускает и мысли об изменении установленного режима и естественно заводится не на шутку, когда Макмерфи не просто становится противником её порядка, но и лидером группы больных. Милая и женственная Елена Шанина в роли Речид предстает перед нами такой стервой, что когда руки Макмерфи смыкаются в ярости на её шее, неимоверно хочется ему помочь.

Игра актеров в спектакле на редкость блистательна, давно не доводилось видеть такой великолепной актерской компании. Не зря команда «Затмения» получила «Чайку» в номинации «Синхронное плавание» за лучший актерский ансамбль.

Пролетая над гнездом кукушкиВысшая оценка актеру - это неузнавание его в роли. В «Затмении» трудно кого-либо узнать вообще. Даже тем, кто хорошо знает актера Александра Лазарева младшего. Его Макмерфи - это весельчак, шутник, игрок по жизни, совсем не похожий ни на одного из имеющихся в арсенале актера типажей. Сергей Фролов представил своего Билли именно душевно больным (хотя правильнее будет сказать раненым) - это не только походка и манера речи больного человека, но и соответствующий блеск глаз, и чувства израненной души, сквозящие в каждом слове.

Впрочем, больную душу своих героев удалось показать всем актерам, что вообще, на мой взгляд, играть очень трудно, а так красиво и естественно вдвойне.

Самым запоминающимся героем под занавес спектакля становится Вождь. Ему и выпадает участь завершить весь этот сказ под названием «Пролетая над гнездом кукушки» - именно участь, ибо действие это трагично. И если в первом акте спектакля нельзя удержаться от хохота, то во втором - никак не удержаться от слёз, от комка в горле, не отпускающего ещё очень долгое время после спекталя. Выходим мы из театра всё в тот же дурдом, но только теперь совсем в другом «затмении».