Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

«Река Потудань» - Платонов в редакции Студии театрального искусства

Река ПотуданьПремьера спектакля «Река Потудань» в Студии театрального искусства Сергея Женовача состоялась ещё в прошлом сезоне, но далеко не всем поклонникам театра удалось её посмотреть. Более того не всем удастся и в этом сезоне. Продажа билетов на «Реку» уже не ведется, а запись на следующий сезон начнется в мае-июне. Чем же обусловлен такой ажиотаж? Драматургией Андрея Платонова, режиссерским видением Сергея Женовача или сверхталантливой игрой актеров? Конечно, все эти элементы в той или иной степени присутствуют в спектакле, но попасть в число зрителей затруднительно только по одной причине – «Река Потудань» играется на малой сцене, в зале нет и сорока мест, а поклонников у «Студии» гораздо больше.

Столь камерная обстановка позволяет не только нам насладиться искусством «прямо перед глазами», но и «женовачам» устроить оригинальный прием гостей. Так в холле нас встречает бравый  сторож (Александр Обласов) и приглашает к столу, который накрыт здесь же. На столе картошка, сало, чай из жестяных кружек. Свет горит только надо столом, на подоконниках свечи. Слышится звук гармони - играет солдат военные песни (Сергей Пирняк), перед ним кружка с деньгами.

Река ПотуданьАтмосфера эпохи конца гражданской войны воссоздана, все сыты и довольны - готовы к представлению. Сторож собирает всех вместе и ведет в зал, перед входом настоятельно просит сдать мобильные телефоны в специально для этого созданное хранилище с номерками. Сдают не все, впрочем во время спектакля телефон ни у кого не звонит, что очень радует, ибо в такой обстановке звонок телефона может запросто испортить всё действо.

В сюжетной линии проза Андрея Платонова в спектакле воссоздана точно - без дописок и переписок.  Женовач не стал изображать на сцене время «постгражданской войны», разжевывать действия героев, описывать дотошно события. Здесь всё просто.

Просто отец ждет сына с войны. Простой мужик (Сергей Качанов), с простыми проблемами, косноязычно и  вкратце  поясняет нам суть происходящего. Приходит его сын Никита (Андрей Шибаршин) в солдатской форме, такой же простой, столяр, как и отец. Вместе они просто вспоминают прошлое: как ходили в гости к учительнице и как отец чуть на ней не женился.  Никита встречает дочь учительницы - Любу (Мария Шашлова), влюбляется в неё - здесь то и начинается  главная, но все такая же простая человеческая история.

Река ПотуданьНа фоне всего этого разруха, который мы не видим в декорациях или действиях героев. Но умирают люди от тифа, голодают и все также верят в светлое будущее. («Революция теперь навсегда, - говорит Люба, - теперь и детей рожать не страшно»). Сценография спектакля также проста, но в тоже время точно соответствует послевоенному быту. Пространство сцены - это всего лишь несколько досок и половик. Во второй части появляется шкаф, превращающийся в кровать супругов. Сама река изображается только освещением стены, на которой будто специально выдолблена пройма, напоминающая реку.

«Реку Потудань» не зря авторы (в числе которых значатся все создатели спектакля, включая актеров) назвали сокровенным разговором. В спектакле говорят о любви, но не так как обычно - с пылкой страстью или романтикой, - наоборот, об обычной любви двух простых людей. О сложностях их взаимоотношений, проблем семейной жизни и элементарного непонимания этой семейной жизни, что свойственно двум совсем ещё молодым людям.

Атмосферу «сокровенного разговора», конечно, создает и малая сцена. Зрители сидят на табуретах по всему периметру сцены и, затаив дыхание, следят за развитием событий. Актеры часто заглядывают зрителям в глаза, как будто ищут в них ответа на свои вопросы, как будто просят совета.

«Сокровенный разговор» состоялся и даже удался. «Река Потудань» не потеряла своей глубины и простоты повествования Андрея Платонова при переносе на сцену. За что отдельное спасибо создателям, не захотевшим делить свой труд на режиссерский, художественный и актерский.  Коллективный труд  - это тоже в какой-то степени дань поствоенному обществу, только вступившему на путь коммунизма.