Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Евгений Миллер: «Я романтик, только тщательно это скрываю»

Евгений Миллер«Весомы и сильны среда и случай, но главное — таинственные гены, и как образованием ни мучай, от бочек не родятся Диогены» - эта фраза как нельзя лучше подходит к личности Евгения Миллера. У него все по Островскому: «молод, хорош собой, образован, мил». Актер Театра п/р О. Табакова занят во многих спектаклях и каждая его роль - успех. В его текущем репертуаре Тургенев, Островский, Кафка, Аксенов. Премьера этого сезона «Старший сын» (А. Вампилова), где Евгений играет роль Сильвы, срывающего аплодисменты на протяжении всего спектакля.

Без банальных вопросов не обойтись. Как Вы решили прийти в эту профессию, кто Ваши родители, как они отнеслись к Вашему выбору?

Родился в Новосибирске. Мама - акушер-гинеколог, папа сейчас работает в комитете по культуре. В школе играл в КВН.  А потом у меня был выбор: либо ин.яз, либо  актерство. Пошел в актерство, кривляться в детстве любил.

А как Вы оказались в «Табакерке»?

Евгений МиллерСначала я был приглашен в театр им. Н.В. Гоголя Сергеем Ивановичем Яшиным. Там проработал 1,5 года, и потом Олег Павлович Табаков пригласил меня на спектакль «Женитьба Белугина». Он был на спектакле «Роман с кокаином» и пригласил в театр сначала моего сокурсника, а потом  и меня.

Не тяжело было переходить из театра в театр?

Нет, хотя менять что-то всегда тяжело, но до этого ведь произошла еще большая перемена - переезд в Москву. Мне было 27 лет. Это было самое тяжелое. Но несмотря ни на что с коллегами из Новосибирска поддерживаю связь.

Согласны ли Вы с таким определением театра как «террариум друзей»?

Единомышленников. Я думаю, что это правда.

То есть зависть менее  успешных коллег как-то ощущаете?

Я-то нет. Но, по-моему, в любой профессии это есть. Любой коллектив, любая энергосистема, которая существует и внутри которой должны сосуществовать определенные элементы, неизбежно несет в себе и столкновения, и споры, и зависть, и все подряд. Как и в любой профессии.

А некоторые Ваши коллеги упорно доказывают, что театр - это  большая  дружная семья.

mЕвгений МиллерНа каком-то этапе это действительно дружная семья, а на каком-то -  враждующая. Как в любой семье. В семьях же тоже случаются конфликты, ссоры, иногда и ужасные ссоры. Бывает, что родители и от детей отрекаются. Так что в театре все бывает.

Пока Вы очень успешны.  Не кружится голова?

Я вообще пока не определился, что такое успех. Для меня это понятие сейчас очень неясно, само определение, что есть успех.

Назовем это популярностью. Как к этому относитесь? На улице узнают?

Нет. И это, наверное, даже хорошо Я как-то не ощущаю, не чувствую бешеной популярности. Слава Богу, что есть работа, вот  это главное.

Влияет ли, на Ваш взгляд, актерская профессия на характер человека?

Да, обязательно. Знаете, есть такая фраза: «актер - это диагноз». Я думаю, что это все и объясняет, очень правильное, на мой взгляд, определение.

А какие роли Вы больше любите? Характерные или героические? Что ближе?

Мне нравятся разные совершенно роли. У меня нет какой-то мечты. Знаете, как иногда бывает такой шаблон, что актер хочет сыграть Гамлета.

Не планируете ничего на будущее?

Евгений МиллерКак  Бог даст - так и будет. Дай Бог, чтобы была работа, чтобы были роли, а какие - это уже потом разберемся.

Насколько, на Ваш взгляд, зависима актерская профессия?

Сильно зависима. Я думаю, что актер - исполнитель, соответственно, само слово «исполнитель»  значит исполнитель чьей-то воли. Не своей воли. Актер зависим от всего. Есть режиссер, зрители, театр.

Как у Вас складываются отношения с режиссерами? Позволяете себе не соглашаться или, напротив, полностью доверяетесь режиссеру?

Я думаю, что имеет смысл говорить о том, что я позволяю себе обсуждать, если я чего-то не понимаю. А я очень часто не понимаю многого. Как только начинаем работать, я ничего не понимаю. (смеется)

Бывает ли так, что у Вас одно видение образа, а у режиссера - другое?

У меня обычно идет поиск не образа, а поиск точного средства выражения, точного действия, определения, и так далее. Разбор, так называемый. А споры у меня возникают, как и у всех, наверное. Все мы с чем-то согласны, с чем-то - нет. Главное, чтобы это все работало на благо спектакля, чтобы это не было ради показа того, какой я умный.

Каждая роль - это своего рода экзамен? Нужно чему-то новому учиться, готовиться... Вы любите учиться?

Евгений МиллерЯ не то чтобы люблю учиться, я должен и учусь, и буду учиться и никогда не остановлюсь, потому что всегда есть люди, у которых можно учиться, учиться и учиться. И даже у тех людей, с которыми долго общаешься всегда что-то новое находишь.

А как к критике относитесь?

Как все нормальные люди. Если плохо говорят или пишут - не нравится. Есть критика обоснованная, а есть - нет. Если хорошо пишут, сразу делаю вид, что, дескать, ну ладно, нормально. Самому приятно, конечно.

А репетиционный процесс? Есть актеры, которые не любят репетировать и сами готовят роль дома, замыкаются...

Я привык репетировать вместе с актерами, то есть я люблю, когда есть режиссер, который имеет какое-то точное представление, к чему он ведет актера. А когда есть какие-то сомнения у режиссера, то мне, например, интересно, когда мы вместе это ищем. Бывают разные ситуации. Бывает, когда репетиционный процесс не приносит удовольствия, а спектакль получается хороший. Или наоборот, когда процесс прекрасный, а спектакль - не очень. Я тяжело отношусь к этому. Репетиция - это же работа! Как можно относиться к работе? Это любимая работа, да, но это работа, которую нужно делать.

Я недавно прочла такое выражение, что «актер - это краска в художествах режиссера». Насколько это верно?

Евгений МиллерНу, иногда бывает, что актеры - это пешки в руках режиссера. А иногда бывает, что актеры - это пустое место в руках режиссера.

Так уже бывало?

Всякое бывало. У меня достаточно богатый опыт работы с разным материалом, с разными режиссерами. Не только в Москве - в Новосибирске еще. Актеры - это иногда винтики, гаечки, которые закручивают.

Да, Вы не романтик!

Я? Я очень большой романтик, только тщательно это скрываю. Я всегда «от эмоций». А вообще в каждом человеке есть все. Просто нужно найти это.

Есть ли люди, чье мнение для Вас очень-очень важно?

Безусловно, есть. У меня есть мое мнение, но для того, чтобы его окончательно составить, я должен посмотреть со стороны на то, что делаю я, например. То есть, когда мне говорят что-то про спектакль, в котором я участвую - высказывания или впечатления обсуждают - я, зачастую, не могу возразить и не могу понять, кто прав-то в итоге, потому что я со стороны себя  не видел. Поэтому стараюсь доставать записи спектаклей. Со стороны виднее свои ошибки.

Как складываются отношения в кино? Совсем скоро выйдет продолжение фильма «Человек с бульвара Капуцинов», где у Вас главная роль.

Евгений МиллерНе такая уж она и главная, на самом деле. По сюжету - может быть и да. Это фильм Аллы Ильиничны Суриковой. Не знаю, как он будет называться, пока нет окончательного названия. Были сериалы, небольшие роли. А сейчас пока тишина.

А как относитесь, когда приходится сниматься в, мягко говоря, не очень качественной продукции и вы сами это понимаете? Это необходимость?

Это хлеб. К сожалению, и очень часто, качество того, что получается весьма сомнительно. Сейчас появилось огромное количество режиссеров, художественных фильмов, сериалов и так далее. Огромное количество.

Но это же не с большой буквы режиссеры?

Ну, вот это я и имею в виду... Истинных мастеров сейчас мало. Но это наша работа. Мы должны ее делать.

На профессионализме не сказывается?

Часто бывает стыдно за то, что ты потом видишь. За себя бывает стыдно. А на том, какой ты актер остался, на том, что ты умеешь, - нет, думаю, не сказывается.

А если выпадает свободное время, чему его посвящаете?

Евгений МиллерЕсли появляется возможность, зову гостей, или сам иду в гости. Люблю, правда очень редко получается, за город куда-нибудь уезжать.

Наверное, самое интересное - это курьезы и розыгрыши. Как часто в Вашей жизни они происходят?

За всю жизнь-то разыгрывали и не раз, а вот в это 1-е апреля 2009 года никто не разыграл. Может быть, просто некому меня разыгрывать. А может, никто и не хочет.

А на сцене часто бывают какие-то курьезы?

Бывают, конечно. Однажды на спектакле «Процесс» мой сокурсник Ваня Шибанов расколол так, что я просто полспектакля никак не мог собраться, собрать мозги в кучу, постоянно смеялся.

Вы как-то ответили потом?

Нет, у меня нет что ли, такого желания во время спектакля разыгрывать, а, может быть, и фантазии не хватает на розыгрыши. Не знаю. Я как-то не по этой части. В жизни, может быть, да, а во время спектакля - нет.

А Вы допускаете для себя ситуацию, что когда-нибудь перестанете заниматься театром?

Не знаю. Надеюсь, что нет. Я думаю, что я как-то больше особо ничего и не умею. Плитку умею класть, могу отделкой дома заниматься. Другое дело, что, как говорят, «театр - это наркотик». Соскочить с этого практически невозможно. Даже те, кто уходят из актерской профессии, они все равно, мне кажется, очень тоскуют по этому. Я думаю... я надеюсь, что никогда не случится такой ситуации, что я брошу театр.

Кризис на себе как-то ощущаете? В театре что-то, может быть, изменилось?

Я, слава Богу, не ощущаю. Пока идет у меня затишье в работе. А до этого два года, слава Богу, было работы плотно. Можно и это назвать кризисом.

Но творческого кризиса, я так понимаю, пока не было?

Не один раз был! Да, бывает, знаете, такая выхолощенность. А бывает и наоборот - желание скорее-скорее...

А что ждать зрителям?

Будут новые постановки - будем посмотреть, как говорится. Надеюсь, что буду занят, буду работать.

Интервью Эмилии Деменцовой, фото Ксении Бубенец из спектаклей театра п/р Табакова "Отцы и дети", "Старший сын" и "Процесс".