Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

«Внеклассное чтение» - шесть современных историй

Внеклассное чтениеТеатр «Центр драматургии и режиссуры» Алексея Казанцева и Михаила Рощина является тем местом, где молодые режиссёры, актёры и драматурги могут заявить о себе. К первым опытам новоиспечённых деятелей кино и театра зритель зачастую относится недоверчиво. Однако людям, не верящим в предрассудки и желающим первыми увидеть спектакль, возможно, будущих звезд, можно с уверенностью посоветовать взять билет в «Центр драматургии и режиссуры». В числе драматургов, пишущих для театра, такие яркие имена как Юрий Клавдиев («Пойдём, нас ждёт машина», «Переход», «Я пулеметчик»), Братья Пресняковы («Москва - открытый город», «Половое покрытие», «Пленные духи»), и Ксения Драгунская («Ощущение бороды»).

А в январе зрителей ждёт премьера - спектакль «Внеклассное чтение», поставленный дипломниками режиссерского факультета РАТИ (ГИТИСа), учениками народного артиста России Л. Е. Хейфеца. В основу постановки легли шесть историй, написанных современными российскими авторами; в их числе Татьяна Толстая, Александр Хургин, Юрий Буйда, Юрий Мамлеев, Рустем Фесак. Каждый из этих рассказов - маленький мир, созданный одновременно и писателем и режиссёром, перенесшим действие со страниц книги на сцену. Что-то получилось на «пять с плюсом», что-то не получилось вовсе, однако никакие мелкие ляпы общее впечатление от увиденного испортить не смогли: «Внеклассное чтение» на проверку оказывается крепкой постановкой о вечном - о любви.

Два рассказа Татьяны Толстой - «Сонечка» и «Милая Шура» были поставлены  Олесей Невмержицкой и Викторией Звягиной. Последней удивительно точно удалось воплотить на сцене сотканную из запахов и воспоминаний прозу Толстой, чего не скажешь о работе Невмержицкой: пронзительная драматургия «Сонечки» передана откровенно слабо; режиссёр частично реабилитируется только в остальных двух рассказах - «Отношениях между полами» Юрия Мамлеева и «Подъёме переворотом» Рустема Фесака.

Постановка Виктории Звягиной «Милая Шура» апеллирует непосредственно к человеческим рефлексиям, пинцетом доставая из памяти боль несделанного и непознанного, того, что нельзя вернуть и исправить. Литературный первоисточник Звягина превращает в целостную субстанцию, в которой всё - и актёры, и режиссура, и сценография - подчинено одной цели - добраться до чувствительных рецепторов зрителя.

То же самое можно отнести и к  двум другим постановщикам - Рустеме Фесаку и Кириллу Лоскутову. Молодые режиссёры чётко следуют концепции спектакля, тем самым не позволяя ему распадаться; в то же время каждый из них формулирует своё собственное видение материала. Две истории - «Сон самурая» Юрия Буйды и «Равнобедренный треугольник» - внешне совершенно разные, становятся похожи в подтексте, в основном послании создателей к сидящим в зале. Зритель чувствует эти истории, ощущает эмоции между строк.

Помимо вечных тем любви-нелюбви, режиссёры прекрасно передают ощущение времени. Это ощущение заложено уже в исходном материале. Взятый на себя долг сквозь время - довоенное и военное - в «Сонечке»; отношения русской и японца, вечная дилемма «свой - чужой», которой пропитана вся советская идеология («Сон самурая»); странная история, в которой глупая девушка, не желая того, подталкивает молодого человека в стальные лапы советского суда («Отношения между полами»). Музыкальная составляющая подобрана  также очень точно: зритель попадает в машину времени, которая переносит его из зала в нужный момент истории. Ушедшая безвозвратно эпоха становится ощутима в самом воздухе.

Зритель останется доволен: на «Внеклассном чтении» можно и ностальгировать, и пустить слезу, и восхититься талантом создателей. Аминь! Счастливого пути всем, кто молод и полон надежд. Возможно, уже в ближайшем будущем эти люди изменят наше представление о кино и театре и скажут своё, новое слово в истории русского искусства. Нам остаётся только грустно вздохнуть и произнести: «Скорее бы!».

Васса Петрова