Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Маленькие комедии большого дома

Маленькие комедии«Маленькие комедии большого дома» - это жизнь, воплотившаяся в телеспектакль. В съемках принимал участие почти весь состав Театра Сатиры. Достаточно посмотреть на список создателей спектакля, и комментарии практически оказываются излишними: авторы сценария – Аркадий Арканов и Григорий Горин, режиссеры – Александр Ширвиндт и Андрей Миронов. «Маленькие комедии большого дома» - это пять новелл (чем напоминают великолепную комедию Гайдая «Не может быть», снятую по новеллам Михаила Зощенко, вот только действие происходит не в 20-х, а в 70-х годах).

«Смотровой ордер» (переезд и вселение, оптимистическая комедия), «Грабеж» (эту новеллу называют психологическим ретродетективом со взломом), «Московская серенада» (юмористическая история о любви, мюзикл), «Звуковое письмо» (исполнил Александр Ширвиндт), «Пой, ласточка, пой...» (эту новеллу блестяще охарактеризовали как жилищно-бытовую ораторию для ЖЭКа с фортепиано).

В ролях: Михаил Державин, Наталья Защипина, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер, Александр Ширвиндт… Легенды театра и кино.

Маленькие комедииПремьера телеспектакля «Маленькие комедии большого дома» состоялась 28 декабря 1973 года - тридцать пять лет назад. Для любого произведения киноискусства это огромный срок. Но «Маленькие комедии» оказались нестареющими. Жизнь - она и есть жизнь, и даже при изменении внешнего, внутренняя суть обычно сохраняется. В доисторические времена мужчины так же выходили на охоту, как и теперь, вот только охотились не за твердой конвертируемой валютой, а на мамонтов, а женщины в это время занимались воспитанием детей, приготовлением обеда, ну и подстреливали для разминки зверька-другого - чтобы разнообразить семейный стол. И также волновали людей проблемы престижа, статуса, и - любви. Ведь даже мода не изменилась. Ну, носили в пещерах шкуры саблезубых тигров, а сейчас предпочитают носить Prada. Но модели схожи, а уж расцветки и вообще идентичны. Так что прав был классик - ничто не ново под луной, и тридцать пять лет - это не срок для жизни, даже если она и демонстрируется на экране.

«Маленькие комедии большого дома» обогатили фольклор постсоветского (а во времена выхода на экраны - просто советского) пространства. Множество крылатых фраз и выражений вошло в жизнь людей, да так и осталось, утратив авторство и став подлинно народными. «Слушай, она хоть кормит тебя? - Подкармливает...», - кто помнит, что это впервые прозвучало с экрана во время премьеры «Маленьких комедий большого дома»? «Алек, Алек, а вы читали Хемингуэя, а? Ой, прелестный роман. Только я не помню автора, кто это написал?», или «У нас все снимают обувь, раздевают туфли», или «Ты будешь грабить или я вызываю милицию», - вот уж истинно: музыка народная, слова народные, исполняет автор. А это: «Передайте Татьяне Николаевне селедку. Сегодня хочу селедку, передайте мне селедку. Ну как вы передаете селедку, Алек? Как вы передаете селедку? Когда передаете селедку, полагается смотреть в глаза... Да не селедке, а Татьяне Николаевне!», - это ведь подлинный шедевр, и, что характерно, это не столько юмор, сколько жизненная ситуация. Да, гипертрофированная, гротескная, но, тем не менее - жизнь, как она есть.

Маленькие комедииНо есть один нюанс «Маленьких комедий большого дома», который особенно заметен теперь. Если сравнить «Маленькие комедии большого дома» с комедиями Гайдая и Рязанова, в которых тоже играл «звездный» состав, то очевидно - телеспектакль проигрывает. Андрей Миронов в «Бриллиантовой руке» - искрометен, Анатолий Папанов в «Берегись автомобиля» - это собирательный образ. В «Маленьких комедиях большого дома» и Миронов, и Папанов - очень хорошие актеры, экстра-класс, но... нет той истинной искрометности, несмотря на то, что их персонажи - это своего рода гипертрофированные слепки, срезы общества.

Лучшие комедии Гайдая и Рязанова - это 60-е годы прошлого века, «Маленькие комедии большого дома» - 70-е. Те самые годы, когда цензура выхолащивала все, что возможно (в 60-е напротив - наблюдался прорыв на экраны страны разнообразнейшей сатиры, иногда даже очень и очень едкой). Малейший намек на «политику» в 70-е - и фильм можно было считать загубленным на взлете. В результате «Маленькие комедии большого дома» оказались этакой милой, развлекательной «бытовухой». Именно поэтому многие зрители, смотревшие его в далекие 70-е, и пересматривающие его сейчас, испытывают некоторое чувство разочарования. Они не обнаруживают в спектакле той живости, которая по сей день отличает ту же «Бриллиантовую руку» или «Берегись автомобиля», а лишь набор шуток - да, хороших, да, вечных, но... увы, они уже не так впечатляют. Слишком много шуток прозвучало с экрана в период от 70-х годов прошлого века до наших дней. А даже самые веселые шутки имеют обыкновение приедаться.

Но при всех недостатках, «Маленькие комедии большого дома» - это милая, добрая комедия, это юмор, а не сатира. Спектакль для семейного просмотра, для поднятия настроения, для улыбки. Чем и ценен.