Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

«Необыкновенный концерт» Сергея Образцова

Необыкновенный концерт Шестьдесят два года прошло с премьеры «Необыкновенного концерта» Сергея Образцова. За это время представление посмотрели десять миллионов зрителей в девяноста странах мира. Спектакль был занесен в Книгу рекордов Гиннеса за свою непреходящую популярность и актуальность. Возможно, современный зритель не увидит чего-то нового, необычного, ведь пародии на нашу эстраду давно уже набили оскомину. рестоматийными штампами нельзя удивить, говорящими фамилиями - рассмешить, а незнанием иностранных слов - запутать.

Необыкновенный концерт Все так, но не стоит забывать, что идея представления родилась в сороковые годы минувшего столетия, когда не было ни намека на КВН, «Маппет-шоу» или «Кукол». Зато была разрушенная войной страна, в которой, тем не менее, не забывали важный принцип: «нам песня строить и жить помогает». Была советская эстрада, со своими плюсами и минусами, причем с минусами активно боролось само актерское сообщество. Сложно сказать, повлиял «Необыкновенный концерт» на изменение ситуации к лучшему или нет. Важно, что получилось злободневное, сатирическое произведение, которому зрители обеспечили долгую творческую жизнь.

Идея спектакля родилась не сразу и не вдруг. В годы Великой Отечественной войны актеры театра Образцова выступали в составах агитбригад. Для поднятия боевого духа и создания хорошего настроения они высмеивали фашистов, подчеркивая какие-то бросающиеся в глаза недостатки, тем самым осваивая непростой жанр сатиры. Однажды командование Сибирского военного округа отправило по пять человек от шестнадцати дивизий, которые помогали актером делать кукол для организации кукольных театров во всех частях. И непременно с сатирическом уклоном. После войны театру пришлось перепрофилироваться. С внешним врагом было покончено, а «уходить» из полюбившегося жанра не хотелось.

Необыкновенный концерт Тогда был обнаружен враг внутренний. Им стали банальность, пошлость, самолюбование, зашоренность - немаловажные составляющие тогдашней эстрады. В 1946 году прошло первое представление «Обыкновенного концерта» - именно таково было изначальное название спектакля. Публика встретила представление без особого энтузиазма, но постепенно стала проникаться идеями авторов. И стал приходить успех. Одновременно зашевелились и чиновники, вдруг осознавшие, что куклы бросают недвусмысленную тень на артистов и, что самое страшное, среди персонажей нет ни одного положительного героя. «Обыкновенный концерт» закрыли. Тогда Образцов добавил частицу «не» к названию, а в качестве положительного образа предложил самого себя. Со скрипом и хрустом теперь уже «Необыкновенный концерт» вернули восторженным зрителям.

Авторство спектакля разделили Сергей Образцов, Семен Самодур, Зиновий Гердт, Алексей Бонди, Зиновий Паперный, Владимир Кусов. Центральную роль конферансье Апломбова в разное время исполняли Самодур, Гердт, Федор Виолин. Именно из уст этого персонажа звучат прозрачные намеки на те недостатки, которые, очевидно, присущи шоу-бизнесу вне зависимости от времени и пространства.

Это и безликие номера, без искорки и новаций, и переделка классических произведений, с попыткой выдать за собственный шедевр, и кумовство, и акцент на красивые ножки, если невозможно удивить талантом, и примитивные фокусы, и использование в качестве музыкальных инструментов предметов домашнего обихода (только унитаз со сливным бачком чего стоят!), и насмешки над молодыми коллегами, и помыкание людьми более старшего возраста, но вынужденными подчиняться по должности. Кстати, Апломбов - единственный «актер», говоривший на родном языке той страны, где проводилось представление. Что, конечно же, говорит об уважении к зрителю.

Важным слагаемым успеха стали куклы. Образцов требовал от мастеров максимальной достоверности. Куклы должны походить на людей, а не на кукол, изображающих людей. Что было замечательно реализовано. Движения «актеров» театра Образцова отличаются пластичность и органичностью и, как минимум, не уступают персонажам столь популярного впоследствии телешоу «Куклы». Кроме того, главный режиссер настаивал на достоверности и в реквизите. Если предполагается, что фокусник и Шахеризада Степановна пьют красное вино, то в их бокалах должен быть именно этот напиток.

За достоверность и полюбился зрителям этот спектакль. За юмор и остроту восприятия. За яркие образы. За профессионализм.