Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Фигаро там, Миронов тут…

Фигаро Мог ли предполагать великий острослов, виртуоз пера, проказник Бомарше, пачкая кружева чернилами, придумывая первые строчки «Безумного дня или Женитьбы Фигаро», что создает идеальную главную роль для неповторимого артиста Андрея Миронова, в которой тот будет выходить на сцену почти 500 раз на протяжении 18 лет? Собирать полные аншлаги, жить эмоциями героя, перемежая комическое и драматическое в его характере, обрекая его на бессмертие. Своей игрой и своим уходом, в который так долго не могли поверить...

Хотя такой плут, как Бомарше, конечно, мог. Иначе бы не закрутил столь хитроумный сюжет, напоминающий гремучую смесь итальянской комедии «Дель Арте» и индийского кино. Проверим?

Фигаро Безумный день начался для Фигаро с того, что его невеста Сюзанна сообщила: их господин граф Альмавива решил восстановить отмененное им же право первой брачной ночи. А значит, она должна будет подарить первые ласки сиятельному сеньору или свадьба не состоится. Фигаро ошеломлен коварством своего господина, но природный ум, смекалка и прозорливость подсказывают бывшему цирюльнику, что графа можно провести.

Однако, придется сразиться с еще одним лукавым врагом. Немолодая, но влюбленная в нашего героя Марселина, владеет долговым обязательством, по которому Фигаро должен или вернуть ей деньги или жениться на ней. Но из двух зол ловкач всегда готов выбрать третье.

Тем временем граф Альмавива является к Сюзанне с недвусмысленным предложением: благосклонность невесты в обмен на деньги. Как водится, щекотливая ситуация разряжается появлением третьих лиц. Внушительная делегация пейзан с Фигаро во главе предстает перед светлыми очами графа и торжественно благодарит за отмену права первой брачной ночи. Сдерживая негодование, Альмавива вынужден прилюдно подтвердить свое решение. Но он надеется отыграться на суде, по вердикту которого ловкий Фигаро обязан будет жениться на Марселине.

Фигаро Наш герой, блистая красноречием, пытается убедить местный суд, что не может стать мужем немолодой простолюдинки, поскольку сам он благородного происхождения. Только вот родителей не знает, ибо в младенчестве был похищен цыганами. В качестве доказательства предъявляет знак на руке. После чего немедленно оказывается в объятиях Марселины, которая объявляет его своим потерянным ребенком. Разность происхождения как-то отодвигается на задний план.

Раздосадованный Альмавива готов предпринять последнюю решающую попытку добиться Сюзанны. Он назначает ей свидание в темноте, будучи в полной уверенности, что девушка не посмеет ослушаться. Что делать? Конечно же, обратиться за помощью к супруге графа, которая хоть и любит мужа, но терпеть измены не намерена. Составляется по-женски коварный план и графиня, переодетая в платье Сюзанны, отправляется на встречу со своим благоверным. Выслушав его пылкие признания, адресованные другой, она, разумеется, открывается перед пристыженным мужем. Тот просит прощения и не препятствует счастью Фигаро и Сюзанны. Занавес...

Фигаро 7 апреля 1969 года Валентин Плучек представил публике спектакль «Безумный день или Женитьба Фигаро». С декорациями Валерия Левенталь, с костюмами Вячеслава Зайцева. С блестящим актерским составом, в котором выделялся совсем молодой, но уже поразивший зрителя талантом Андрей Миронов. Артист, встретивший свою роль.

Премьера телеверсии спектакля состоялась 29 апреля 1974 года. Слагаемыми успеха стали сильная режиссура Валентина Плучека, музыка гениального Моцарта, блестящая игровая дуэль Фигаро (Андрея Миронова) и Альмавива (Александра Ширвиндта). О ней следует сказать особо. Азартный, неунывающий, эмоционально-одаренный Фигаро должен был контрастировать с эдаким карикатурным испанским грандом, высокомерным скучающим снобом, ищущим в адюльтерах не страсть, а развлечение на час, максимум - полтора. В первых театральных постановках Альмавива был максимально близок к этому образу, поскольку исполнял роль харизматичный Валентин Гафт. Потом произошла рокировка на Ширвиндта, который показал совсем иного персонажа: томного, вальяжного, не скучающего, а скорее пресыщенного всем и вся, добивающегося Сюзанны по инерции, словно через внутреннее «не хочу, а чем еще заняться?..» И все это с непременным юмором, богато сдобренным обаянием актера.

Восприятие этой постановки неизбежно приводит нас к личности Андрея Миронова. Слишком много между ним и персонажем Бомарше. Ум в соединении с веселостью и острословием, лукавство, элегантность, мастерство интриги, кажущееся безмятежное восприятие жизни, за которым стоит душевная глубина, способность на искренние чувства. Его Фигаро - это он сам, возможно, он не столько играл, сколько жил этой ролью. Которая навсегда будет ассоциироваться с ним.