Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Театр имени Ермоловой
Театр имени Ермоловой

Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой

Москва, Тверская ул., д. 5/6

Театр им. М.Н. Ермоловой располагается в старинном здании, в основе фасадной части которого — один из самых крупных особняков на Тверской улице, построенных в 1830-х годах. Здесь с 1931 года по 1938 год размещался ГосТИМ (театр имени В. Э. Мейерхольда). В стенах этого здания рождалась знаменитая постановка «Дамы с камелиями». На этой сцене играли молодые Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Зинаида Райх, Мария Бабанова, Лев Свердлин, Максим Штраух: Здесь 7 и 8 января 1938 года прошли два последних спектакля ГосТИМа: «Дама с камелиями» и «Ревизор».
В 1925 году выпускники студии при Малом театре под руководством Е. К. Лешковской, С. В. Айдарова и Н. Ф. Костромского организовали передвижной театр. Влюбленность молодых людей в творчество великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой подсказало решение связать свои скромные сценические опыты с ее именем. На это было дано ее личное благословение.
Родившийся в эпоху бурного развития театральных студий, театр имени М. Н. Ермоловой прошел путь, обычный для молодых коллективов тех лет: вначале школа, затем передвижной театр и, наконец, стационар.
В это же время один из ведущих актеров Театра Революции, талантливый и своеобразный режиссер, ученик Ф. Ф. Комиссаржевского и В. Э. Мейерхольда М. А. Терешкович организовал театр-студию им. А. В. Луначарского.
Ермоловцы «умели играть», но не имели платформы, а во главе луначарцев стоял настоящий художественный руководитель, знающий, какими путями вести театр. В 1933 году два коллектива объединились и получили постоянное помещение на Спартаковской улице.
А летом 37-го по воле властей — официально, но, в первую очередь, благодаря усилиям М. О. Кнебель, Ермоловская труппа объединилась с коллективом Студии под руководством народного артиста СССР Н. П. Хмелева. Хмелев, продолжая и развивая начатое его предшественниками, своей задачей так же ставил создание ТЕАТРА АКТЕРА, поскольку считал, что «в драматическом искусстве центральной фигурой является актер. Все должно быть подчинено актеру — режиссер, художник, так как только актер доносит до зрителя правду жизни, сложившиеся переживания человека».
После смерти Н. П. Хмелева (1945) в 1946 году Андрей Михайлович Лобанов становится главным режиссером театра им. М. Н. Ермоловой. Поставленные им спектакли стали настоящим прорывом в советском театре второй половины 1940-х годов и первой половины 1950-х, о них заговорила театральная Москва. Лобановская эпоха стала расцветом театра им. М. Н. Ермоловой. Николай Павлович Хмелев заложил основы в творческую работу актеров, Андрей Михайлович Лобанов развил их, укрепив блеском своего режиссерского таланта, который выразился в спектаклях, в игре замечательных актеров Ермоловской труппы, чьи имена составили славу театра — Вс. Якута, И. Соловьёва, Л. Галлиса, В. Лекарева, Ф. Корчагина, Л. Орданской, Э. Кирилловой, Е. Кононенко, О. Николаевой, Д. Фивейского.
Роковой стала для А. М. Лобанова постановка драмы Леонида Зорина «Гости» в 1954 году. Спектакль был запрещен после первого же представления. Желание говорить со сцены правду мало кому тогда нравилось. Драматург оказался в больнице, пережил шквал убийственной критики, обрушившейся со страниц центральной прессы. Режиссер же потерял театр, долго болел и через 5 лет ушел из жизни.
С 1957 по 1970 годы Театр возглавляли разные, по-своему интересные режиссеры.
С 1970 года главным режиссером театра им. М. Н. Ермоловой становится ученик А. М. Лобанова и А. А. Гончарова Владимир Алексеевич Андреев.
В 1985 году В. А. Андреев был приглашен в Малый театр и художественным руководителем Ермоловцев становится Валерий Фокин. Он привел в труппу О. Меньшикова, В. Проскурина, Т. Догилеву: Его первый спектакль в театре — «Говори» А. М. Буравского (по произведениям В. В. Овечкина, 1985), открыто публицистический, стал общественным событием сезона. Новая драматургия, остро полемический характер, яркие режиссерские решения, блистательные актерские работы, спектакли: «Спортивные сцены 1981 года» Э. С. Радзинского (1986), «Приглашение на казнь» по В. В. Набокову (1989) дали повод заговорить о театре, как об уловившем ветер перемен, отражающем современность. Но поддавшись всеобщему безумству перестройки, попав в вихрь общественных катаклизмов театр им. М. Н. Ермоловой не устоял и на рубеже 90-х годов ХХ века разделился на две части: Московский Международный театральный Центр имени Ермоловой и Театр имени Ермоловой.
В 1991 году В. А. Андреев вернулся, чтобы возглавить часть коллектива. Возникла острая необходимость обновления репертуара. Сначала стали возникать камерные спектакли на малой сцене — «Грамматика любви» И. Бунина, «Роковые яйца» М. Булгакова, «Кроткая» Ф. Достоевского, «Пропавший сюжет» Л. Зорина: Пьесы именного этого драматурга, с чьим именем столь тесно связана в истории судьба А. М. Лобанова, оказались необходимы театру на новом, переходном этапе жизни.
В 1990 году была закрыта для ремонта Большая сцена, на долгие три года лишив актеров и режиссеров возможности работать для большой аудитории. И вот, наконец, в 1993 году она открылась спектаклем по пьесе А. Н. Островского «Бедность не порок».
Сегодня в доме по адресу Тверская улица, дом 5 три сцены: Малый и Большой залы, сценическая площадка в Музее. В репертуаре — спектакли по произведениям русских и зарубежных классиков, современных авторов. В каждом из них есть замечательные актерские работы, в создаваемых образах отражается жизнь человеческого духа, неизменного во все времена. Театр борется за человека, отрицая все, что унижает его достоинство, утверждая доброту, человеческую правду, правду жизни.