Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Современный театр и кино

История современного драматического театра в Китае начинается в 1907 г., когда группа китайских студентов, обучавшихся в Токио, поставила пьесу по мотивам известного романа Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома". На протяжении последующих лет китайский театр  в европейском стиле - так называемый просветительский театр (вэмэнь-си) - не выходил за рамки любительских кружков в немногих крупных городах. Определение "просветительский" хорошо отражает общественную природу нового театра, который использовался интеллигенцией того времени как средство пропаганды революционного обновления общества. Художественный уровень постановок был весьма невысок, кроме того, на них оказывал сильное влияние традиционный театр. Например, в постановках отсутствовали антракты, заменявшиеся вставными выступлениями, диалоги воспроизводили многие черты классической оперы и т. д. Традиционный театр оставался любимым зрелищем народа.

Мощный толчок развитию нового театра дало "Движение 4 мая". В Шанхае и некоторых других городах возникли театральные труппы, дававшие представления новой драмы, причём с начала 20-х годов на сцене китайских драматических театров появились женщины. Из новых трупп наибольший успех выпал на долю Странствующего драматического театра из Шанхая, организованного в 1933 г. Главенствующее положение в репертуаре новых театров занимали мотивы социальной критики и протеста, смешанные с мелодрамой.

С 1949 года новый театр становится инструментом коммунистической агитации. Характерным образцом революционного театрального искусства может служить пьеса   на сюжет народной легенды о "седоволосой девушке". Её героиня - девушка из бедной крестьянской семьи, которую силой забирает к себе в наложницы местный помещик. Отец девушки с горя кончает жизнь самоубийством, она же бежит в горы и поселяется в пещере. Поскольку от переживаний её волосы стали совсем седыми, крестьяне в округе считают её духом и поклоняются ей в храмах. В конце концов девушка вливается в революционное движение.

В последние два десятилетия в КНР восстановлен как традиционный, так и современный драматический театр, причем постановки классической оперы усвоили некоторые элементы западного театра. Например, в представлениях традиционного театра теперь используется занавес ( и даже два занавеса внутри сцены, позволяющие одновременно играть две и даже три сцены. Тем не менее единый национальный театр, который соединил бы как традиционные, так и современные формы, в Китае не сложился.


На рубеже XIX - XX вв. появился принципиально новый вид зрелищного искусства - кино, получившее в китайском языке экзотическое наименование "электрические тени" (дянь ин). Первый китайский фильм - сцены из спектакля Пекинской оперы по роману "Троецарствие" - был снят в 1905 г. К тому времени в Шанхае и других портовых городах появились первые публичные кинотеатры. Китайские власти немедленно ввели правила просмотра кинофильмов, выдержанные в традиционном духе: мужчинам и женщинам полагалось сидеть раздельно, кинотеатры должны были закрываться не позднее полуночи, особенно же строго запрещалось демонстрировать "непристойные" картины". Лишь в 1913 г. появился первый китайский художественный фильм: короткометражная лента "Брачные осложнения", изображавшая в сатирических тонах старые свадебные обычаи. Наконец в 1921 г. был снят первый полнометражный фильм: мелодрама об убийстве проститутки шанхайским коммерсантом. В первые два десятилетия истории китайского кинематографа фильмы отличались, как правило сентиментальной тональностью с примесью авантюрного и волшебного элементов - жанровый сплав, давно сложившийся в русле простонародной прозы. В конце 20-х годов особенной популярностью пользовались развлекательные фильмы на традиционные сюжеты о "странствующих защитниках справедливости" - китайских робингудах. Другим популярным жанром раннего китайского кино была мелодрама сохранявшая условности старых театральных сюжетов.


Агрессия Японии и успехи новой прозы дали толчок развитию "левого крыла" китайской кинематографии. Кино обретает более тесную связь с борьбой за национальную независимость и социальную справедливость, в немалой степени становится рупором революционной интеллигенции.. Поднялась волна так называемых фильмов сопротивления, призывающих к отпору японским захватчикам.

После окончания Второй мировой войны на экраны китайских кинотеатров снова вышли картины двух типов: наследующие традиционным мотивам и изображающие действительность в духе "критического реализма". После образования КНР их полностью вытеснили киноагитки в жанре "социалистического реализма". Обычно эти фильмы прославляли подвиги коммунистов и бойцов Народно-освободительной армии. Достаточно сказать, что среди 16 лент, отмеченных премиями в 50-х годах, 13 были посвящены борьбе КПК против японских оккупантов и гоминдановцев и только 3 касались жизни в новом Китае. До "культурной революции" время от времени появлялись фильмы, выдержанные в старом реалистическом ключе, порой не чуждые сатирического пафоса, но почти каждый такой фильм подвергался разгромной критике в официальной прессе. Как и в литературных произведениях, ультрареволюционное содержание кинолент не мешало копировать художественные приемы традиционной прозы и театра. Так особое значение в китайских  фильмах, как и в китайском театре, имело "первое появление" героя; игре китайских актеров были свойственны многие условности облика и поведения, принятые в старых романах и пьесах. Персонажи фильмов лишены индивидуальности и представляют собой типажи, значение которых определяется идеологическими установками партии. Типичный образец кинопродукции тех лет - экранизация биографии "стального солдата" Люй Фэна, больше жизни преданного Мао Цзэдуну и партии. Фильмы революционного агитпропа поражают полным отсутствием сострадания и жалости к людям. Их герои погибают с радостью и даже воодушевлением, врагов в нем убивают самым жестоким способом, превращая смерть в фарс.


После окончания "культурной революции" на кинорынке Китая постепенно снова возобладали фильмы, замешенные на традиционном сочетании сентиментальности, фантастики и авантюрного сюжета. Снова появились и отражавшие взгляды китайской интеллигенции фильмы, созданные в духе критического реализма. В последние годы китайское кино поднялось до эпического обобщения исторического опыта Китая в XX в.; было создано несколько незаурядных лент, отмеченных высшими призами главных кинофестивалей на Западе.