Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Традиционный театр Китая

 

 

Традиционный театр Китая имеет оригинальное название — «сицюй» — опера и драма, вместе с греческой трагикомедией и индийской пьесой он входит в «тройку» древней мировой театральной культуры. Китайский театр имеет 300 с лишним жанров местных опер, главные сценические средства — выражение сюжета пьесы в форме песни и танца. Приз «Мэйхуа», датой рождения которого является 1983 год, представляет собой высшую театральную премию в Китае для актеров молодого и среднего возраста.

пеинская опера

 

Пекинская опера

Самым распространенным и самым влиятельным театральным жанром является пекинская опера. Ее прародитель — еще более древний жанр «куньцюй». Пекинская опера появилась в Пекине в начале XIX века, это сценическое искусство объединяет в себе элементы пения, драмы, акробатики и боевого искусства. За 200 с лишним лет это сценическое искусство вобрало в свой репертуар свыше 1000 замечательных опер, отличающихся оригинальными условными сценическими приемами. Пекинскую оперу прославили выдающиеся актеры Мэй Ланьфан, Чэн Яньцю, Ма Ляньлян, Чжоу Синьфан и Ду Цзиньфан, появилось много молодых выдающихся актеров, беззаветно преданных любимому искусству, искусство пекинской оперы не утрачивает свои традиции.

 

В пекинской опере существует четыре категории персонажей: шэн - герой; дань - героиня; цин - мужской персонаж с раскрашенным лицом; чоу - комический персонаж. В зависимости от характера роли актер может петь естественным голосом или фальцетом. Традиционно сложилось так, что женские роли исполняют мужчины, эти партии поются фальцетом. Партии молодых мужчин - персонажей, пришедших из драмы куньцюй, - также исполняются фальцетом. Главным аккомпанирующим инструментом является двухструнная скрипка эрху с характерным "бриллиантовым" звучанием. Другие инструменты (например, лютня с удлиненным грифом) могут использоваться в качестве дополнительных. Для аккомпанирования процессиям и другим зрелищным мероприятиям может привлекаться оркестр в расширенном составе с дополнением двойных язычковых инструментов. В качестве музыкальных номеров для таких случаев обычно используются фрагменты из драм куньцюй. Ритмическая секция представлена главным образом барабаном высокого тона и трещоткой.

В течение прошедших лет Китайский театр пекинской оперы сделал смелую попытку — в традиционной пекинской опере использовать элементы западной симфонии, что было положительно встречено критикой и зрителями. Произошло другое важное событие в истории пекинской оперы — завершены видеозапись и озвучивание 355 пьес из классического репертуара пекинской оперы. В антологии собраны замечательные арии 47 известных актеров пекинской оперы 40 — 60-х гг. XX века, шедевры в исполнении актеров молодого поколения, чтобы традиции искусства передавались из поколения в поколение.

 

Пекинская опера

 

Жанры местных опер

Непрерывно реформируются и обновляются жанры местных опер, которые сохраняют традиционные особенности. Сравнительно популярны «юецзюй» (шаосинская опера), «хуанмэйси», «чуаньцзюй» (сычуаньская опера), «юйцзюй» (хэнаньская опера), «юецзюй» (гуандунская опера). Все большую популярность у китайских и зарубежных зрителей завоевывает тибетская опера, отличающаяся ярко выраженным религиозным колоритом, незамысловатостью сюжета и широтой исторической тематики.

 

Традиционная пекинская опера

Драматургия

Драма пришла в Китай из-за рубежа в начале XX века. В 20-х гг. на драматической сцене появились реализм и экспрессионизм. В 30-х гг. зарождается драматургия Китая, в то время ставится трилогия крупного мастера сцены Цао Юя — «Гроза», «Восход» и «Поле», отличающаяся глубоким смыслом и высоким игровым мастерством, это классика драматического искусства Китая. Трилогия по сей день ставится на драматической сцене, она экранизирована в кино и на телевидении.

Постановки Пекинского театра народного искусства, созданного в 1952 г., отражают высочайший уровень драматургии Китая. Пьесы в жанре реализма «Чайная» и «Канава Лунсюйгоу» пользуются большой славой не только в стране, но и за рубежом. В течение последних 20 лет театр поставил более 80 новых спектаклей и возродил 12 прежних. В театре всегда аншлаг.

Драматический «авангард» признан и принят широким зрителем молодого поколения. Темы «авангарда» в основном продиктованы жизнью современников, яркий представитель «авангарда» — режиссер Мэн Цзинхой.