Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Раздвигая горизонты (1970-е)

Какие спектакли становятся вехами в истории театра? Далеко не всегда это рекордсмены по количеству представлений (хотя сыгранный 500 раз "Король вальса" - безусловно, не рядовое явление). В памяти остаются либо классические образцы, либо постановки, открывающие новые возможности театра и актеров. На сцене петрозаводского Музыкального театра всегда было место и тем, и другим.

Примером бережного отношения к классической оперетте могут служить постановки "Веселой вдовы", "Цыганского барона", "Продавца птиц", "Баядеры". Немало было в 1960-х - первой половине 1970-х годов и спектаклей в определенной степени новаторских. Открытия делались на знакомой опереточной территории и в примыкающих к ней областях.

"Джюдитта" Ф. Легара ранее никогда не ставилась в нашей стране - по цензурным соображениям. Постановщик спектакля Д. С. Утикеев по-новому, с учетом идеологических требований, расставил акценты оригинального либретто: Джюдитта из роковой испанки стала африканкой, борцом за освобождение своей страны. В остальном же коллизия не изменилась - герои, встретившись вновь после расставания, осознавали невозвратимость утраченного чувства. Необычны в этом произведении и сюжет, заканчивающийся расставанием героев, и музыкальная драматургия, достигающая подлинно оперной мощи и драматизма. Все это вызвало у публики и интерес, и настороженность. Как положительное качество отмечалось стремление театра расширить границы жанра оперетты. Но "серьезный Легар", как все непривычное и не оправдывающее зрительских ожиданий, не мог состязаться с Легаром традиционным, давно знакомым и любимым. Успех этого спектакля не кассовый; он в том, что театр воплотил на сцене неизвестное ранее сочинение замечательного венгерского композитора.