Путь:

Театр кукол им. А.К. Брахмана

Пересечение параллельных (1980-е)

Время мюзикла на петрозаводской сцене наступило в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Середина 1970-х была своеобразным переходным периодом. Из-под пера композиторов выходило все меньше традиционных оперетт. Менялось само время: появлялись иные проблемы, новые ритмы жизни требовали новых средств сценического выражения. Начинался существенный пересмотр репертуарной афиши. На ней все чаще можно было видеть другие имена: М. Самойлов, В. Ильин, Г. Гладков, А. Журбин, Р. Паулс. Целая обойма советских оперетт уходила в прошлое. Неизменно пользовалась любовью зрителей только классика - не привязанная так тесно, как советские произведения, к своему времени, говорящая о вечных вопросах - в оперетте, конечно же, о любви, - она никогда не исчезала со сцены.

Каждый театр по-своему входил в новые времена, "вливал новое вино в старые мехи". Произошли существенные изменения и в Петрозаводске. В балете новую страницу истории открыл спектакль, составленный балетмейстером А. Кузнецовым из двух одноактных произведений - "Ромео и Юлия" на музыку Г. Берлиоза и "Вестсайдская история" Л. Бернстайна. Повторенный через века шекспировский сюжет о трагической любви был рассказан средствами современной хореографии - так же, как и появившиеся в начале 1980-х постановки Д. Тхоржевского "Сотворение мира" и "Любовью за любовь".

На середину 1970-х приходится бурная дискуссия среди столичных теоретиков и практиков о жанре мюзикла, о том, где ему место - в драматическом театре или музыкальном, найдутся ли в драме "актеры, способные петь на профессиональном уровне", а в музыкальном театре - "певцы, способные быть всерьез актерами, решать сложнейшие действенные задачи мюзикла" (П. Хомский. Странная путаница // Театр. 1975. № 8). За считаные годы все переменилось. Встряски общественной жизни перевернули сознание, а соответственно, и восприятие искусства. Теперь мало что в театре может шокировать зрителя, а когда-то для этого было достаточно пения с микрофоном. И если большинство первых спектаклей нового жанра принималось публикой с трудом, то нынче постановки мюзиклов - в порядке вещей.